03.08.10

ЦТУ разработало предложения по созданию Московской областной таможни, а также по реорганизации Зеленоградской, Ногинской и Щелковской таможен

Центральное таможенное управление (ЦТУ) разработало предложения по созданию Московской областной таможни, а также по реорганизации Зеленоградской, Ногинской и Щелковской таможен. При этом места нахождения таможенных постов новой таможни выберут с учетом их соответствия определенным критериям. Количество постов будет определено исходя из положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. В настоящее время на территории Московской области существует 51 место таможенного оформления.

О работе по оптимизации структуры и местонахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, рассказала заместитель начальника отдела функционирования пунктов пропуска Екатерина КУЗНЕЦОВА. Она подвела итоги уже сделанному и сообщила о структурных и иных изменениях, которые намечено осуществить.

- Екатерина Владимировна, какие изменения уже произошли в структуре и местонахождении таможенных органов, подчиненных ЦТУ?

- Отмечу, что в 2008-2009 годах основные преобразования происходили с таможнями, расположенными в столице и Московской области. Так, была ликвидирована Московская северная таможня, реорганизованы Московские восточная, западная, южная и Подольская таможни. Тогда же была создана Московская таможня, пять таможенных постов которой имеют определенную специфику в своей деятельности - их полномочия ограничены таможенным оформлением определенных категорий товаров, а также видов транспорта и лиц, их перемещающих. На сегодняшний день в Московском регионе, то есть непосредственно в самой столице и в Московской области, функционируют 4 таможни, 47 таможенных постов и 22 отдела таможенного оформления и таможенного контроля, или 69 мест таможенного оформления. До реорганизации их было 112.

- Чего удалось достичь в результате проведения указанных мероприятий?

- В итоге управлению удалось осуществить вывод из Москвы таможенного оформления товаров, поступающих автомобильным транспортом. Соответственно, появилась возможность частично разгрузить транспортные магистрали города; оптимизировать места размещения таможенных постов в Москве и Московской области. В то же время были подготовлены предпосылки для начала поэтапного перевода таможенного оформления товаров из Московского региона в приграничные субъекты Российской Федерации.

- Что намечено сделать в этом плане в будущем?

- На следующем этапе предполагается провести комплекс мероприятий в соответствии с Концепцией оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных ЦТУ, расположенных в Московской области. Она предусматривает поэтапную оптимизацию структуры и мест нахождения таможенных органов, расположенных в Московской области; специализацию таможенных органов, предназначенных для оформления товаров, таможенное оформление которых не предусматривается в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации; создание специализированных таможенных постов, применяющих в своей деятельности новые (перспективные) технологии таможенного оформления, такие как предварительное информирование, электронное декларирование, в том числе удаленный выпуск товаров с использованием сетей Интернет. Кроме того, как уже отмечалось, ЦТУ разработаны предложения по созданию Московской областной таможни, а также по реорганизации Зеленоградской, Ногинской и Щелковской таможен. Предполагается, что таможенные посты новой таможни будут размещены на крупных терминальных складских комплексах (прежде всего, класса А и В), имеющих возможность размещения на своей территории до 500 транспортных средств. При этом они должны располагаться вне границ населенных пунктов, а по уровню обустройства, оборудования и технического оснащения (включая использование электронного документооборота) - отвечать самым современным требованиям. Специалисты ЦТУ считают, что формирование отдельных таможенных постов со штатной численностью порядка 80 единиц (с возможным круглосуточным режимом работы), позволит уменьшить количество мест таможенного оформления до пятнадцати.

- Какие планы у ЦТУ на 2010-2011 годы?

- В два ближайших года управление должно провести реорганизацию малоэффективных таможенных органов, в регионе деятельности которых отсутствуют морские и сухопутные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Параллельно с оптимизацией структуры таможенных органов и их мест нахождения в настоящее время проводятся мероприятия по созданию специализированных таможенных постов, использующих в своей деятельности новые (перспективные) технологии таможенного оформления. При этом большое внимание уделяется расширению практики их применения. В результате уже сегодня более половины мест таможенного оформления ЦТУ имеют техническую возможность осуществлять электронное декларирование. Поставлена задача обеспечить к исходу 2010 года возможность осуществлять электронное декларирование для всех наших таможенных органов.

- Как обстоят дела с применением в таможенных органах Центрального таможенного управления системы декларирования через Интернет, других технологий?

- В ЦТУ она применяется с 2008 года, в последнее время количество ГТД, поданных с ее использованием, постоянно растет. С 1 февраля 2010 года в таможенных органах началось внедрение технологии удаленного выпуска товаров. В управлении ее применение осуществляется на 9 таможенных постах: Вашутинском и Митинском Зеленоградской таможни, Каширском и Ступинском Ногинской таможни, Дмитровском Щелковской таможни, Заднепровском Смоленской таможни, Александровском, Брянском и Фокинском Брянской таможни.

- В последнее время ФТС России взят курс на реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Она предусматривает не только строительство современных автомобильных пунктов пропуска, развитие таможенно-логистической инфраструктуры, но и обустройство приграничных районов в целом. Что в этом плане делается в ЦТУ? - Как известно, приграничные таможни управления - Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Смоленская - контролируют таможенную границу с Украиной и Республикой Беларусь. На российско-украинском участке функционирует 18 автомобильных пунктов пропуска, на российско-белорусском участке границы в регионах деятельности Брянской и Смоленской таможен расположено 11 пунктов принятия уведомлений (ППУ). На сегодняшний день построены и функционируют 2 современных многосторонних автомобильных пункта пропуска - Троебортное в Брянской области и Нехотеевка в Белгородской области. Все остальные автомобильные пункты пропуска построены по временной схеме в период с 1993-го по 1995 год и на данный момент не отвечают требованиям, предъявляемым к обустройству, оборудованию и техническому оснащению пунктов пропуска.

Кроме того, завершено строительство современных МАПП Крупец в Курской области и МАПП Бугаевка в Воронежской области. В ближайшее время Росграницей будет издан соответствующий акт об их открытии. Во втором полугодии 2010 года планируется завершить строительство МАПП Суджа в Курской области. Центральным таможенным управлением в ФТС России внесены предложения о рассмотрении на уровне Правительства Российской Федерации и включении в федеральную целевую

программу "Государственная граница Российской Федерации (2011-2016 годы)" вопроса о строительстве железнодорожных пунктов пропуска Долбино и Валуйки в Белгородской области, Суземка в Брянской области. В Брянской, Курской и Смоленской областях уже частично реализована возможность осуществления таможенного оформления в приграничных районах и непосредственно возле пунктов пропуска. В Брянской таможне это Александровский таможенный пост, расположенный в непосредственной близости (300 м) от МАПП Троебортное, и отдел таможенного оформления и таможенного контроля Погарского таможенного поста, расположенный в 22 км от МАПП Погар. В Курской таможне - Мирный таможенный пост, расположенный в 13 км от МАПП Суджа, и Новоивановский таможенный пост, расположенный в 18 км от МАПП Крупец. В Смоленской таможне - отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 3 Новомосковского таможенного поста, размещенный в 6 км от ППУ Рудня. На сегодня уже определены таможенные органы, осуществляющие пилотные проекты по отработке новых технологий таможенного оформления и таможенного контроля. В том числе по перемещению товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, между таможенными органами, расположенными в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и таможенными органами, расположенными на таможенно-логистических терминалах - это Александровский таможенный пост Брянской таможни и Мирный таможенный пост Курской таможни.

- Недавно ФТС России сформировала подходы к понятию таможенно-логистического терминала (ТЛТ), определила требования к местам их нахождения и обустройству. Применительно к Центральному федеральному округу, где признано целесообразным построить новые ТЛТ?

- В рамках утвержденного ФТС России перечня ТЛТ, создание которых целесообразно в первоочередном порядке на территории округа, ЦТУ проводилась и проводится работа в части развития сети ТЛТ в приграничных областях. В регионе деятельности управления намечено создать 10 терминалов: в Воронежской таможне - ТЛТ Бугаевский; в Белгородской - ТЛТ Нехотеевский и Грайворонский; в Брянской - ТЛТ Погарский, Троебортновский и Новоюрковичский; в Курской - ТЛТ Крупецкий и Суджанский; в Смоленской - ТЛТ Руднянский и Красной. В непосредственной близости от МАПП Новые Юрковичи уже построен и введен в эксплуатацию склад временного хранения ООО "Терминалтаможсервис". Недавно в Белгородской области вблизи МАПП Нехотеевка начато строительство ТЛТ Нехотеевский, в Курской области вблизи МАПП Крупец скоро появится ТЛТ Крупецкий.

В связи с тем, что с 1 июля 2010 года введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, началось функционирование таможенных органов в рамках Таможенного союза. Предполагается, что поэтапно таможенное оформление и таможенный контроль будут перенесены на внешнюю границу. Когда это произойдет, станет нецелесообразным функционирование 11 ППУ на российско-белорусском участке государственной границы, контроль в которых осуществляют отделы таможенного оформления и таможенного контроля таможенных постов Смоленской и Брянской таможен. Отказ от пересылки документов по контролю за транзитом товаров приведет к утрате основных функций Западного таможенного поста сбора и анализа информации Смоленской таможни.

В заключение отмечу, что вопросы, связанные со смещением таможенного оформления в приграничные районы и планируемой реорганизацией таможенных органов ЦТУ, обсуждались на заседании Межведомственной рабочей группы при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО, на совещаниях с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, глав администраций приграничных областей, а также с представителями бизнес-сообщества и деловых кругов, входящих в Консультативный совет при ЦТУ. В целом наши предложения получили положительную оценку от всех заинтересованных сторон.

Иннокентий ГРЯЗЕВ Тамо