18.02.05

Выступление руководителя ФТС России Александра Жерихова на итоговой коллегии

Ушел в историю 2004 год. Во многом он отличался от всех предыдущих.


Эти отличия обусловлены тем, что, во-первых, - с 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации, и, во-вторых, - началось проведение административной реформы, вследствие чего изменился статус службы, а ГТК России был преобразован в Федеральную таможенную службу.


В этой связи перед руководством ФТС России, руководителями региональных таможенных управлений стояла задача - не потерять управляемость службой, обеспечить ее работоспособность в соответствии с положениями и требованиями нового кодекса, сохранить кадровый потенциал и достичь показателей, определенных третьим Всероссийским совещанием руководителей таможенных органов в феврале 2004 года, и принятой на нем Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы.


Хочу сразу заметить, что, в основном, ФТС России и таможенные органы на местах с этими задачами справились, хотя не обошлось и без определенных потерь, о которых еще будет сказано.


Итоги работы в уходящем году представлены в справочных материалах к сегодняшнему заседанию коллегии, о них много говорилось на расширенных заседаниях коллегий региональных таможенных управлений.


Думается, будет правильным, если сегодня мы уделим больше внимания и резервам, имеющимся в работе ФТС России и таможенных органов на местах, а также определению тех задач, которые предстоит решать в 2005 году.


Призываю всех, кто планирует выступить на сегодняшнем заседании коллегии, меньше говорить об успехах и больше о том, что и как нужно сделать, чтобы работать более эффективно.


Замечу, что введение нового таможенного законодательства и практически синхронное с ним реформирование административного управления стали серьезным испытанием и для таможенников и для бизнеса.


Тем не менее, анализ итогов первого года работы по новому Таможенному кодексу, свидетельствует, что кодекс подтвердил свою работоспособность, и мы на практике убедились, что по своей направленности и содержанию он соответствует международному праву, положениям Киотской конвенции в редакции 1999 года и требованиям Всемирной торговой организацией.


Это было подтверждено и на сентябрьском прошлого года форуме Всемирной таможенной организации в Брюсселе, и во время проходивших в конце октября парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.


Еще до изменения статуса службы и преобразования ГТК в ФТС России нам удалось, в основном, создать подзаконную нормативную базу, которая включает в себя 12 постановлений и два распоряжения Правительства Российской Федерации, полсотни приказов ГТК, которые подлежали регистрации в Минюсте Российской Федерации.


Это дало возможность значительно упростить и ускорить работу по таможенному оформлению товаров, форсировать введение информационных технологий.


Была поставлена задача, чтобы товары перемещались через границу за минуты. С этой целью был предпринят беспрецедентный шаг издан нормативный документ, в котором установлено время таможенного оформления на приграничном пункте пропуска.


Работа по реализации кодекса и триединой задачи, наряду с благоприятной конъюнктурой мирового рынка основных сырьевых товаров способствовали расширению объемов внешней торговли, сохранению внешнеторгового оборота России при опережающих темпах роста импорта.


По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот в 2004 году составил 257,1 млрд. долларов США и по сравнению с 2003 годом увеличился на 34,6%, в том числе, со странами дальнего зарубежья рост на 33,5%, со странами СНГ рост на 40,1%.


Работа по упрощению таможенных процедур, разработке и внедрению перспективных технологий, таких, как Зеленый коридор , Калининградский транзит , предварительное информирование и электронное декларирование, система управления рисками, способствовали тому, что более 98% грузовых таможенных деклараций оформлялись в предусмотренные кодексом три дня и около 92% - за один день, создали основу для дальнейшей интеграции Российской Федерации в процесс развития торговых отношений со странами Европейского союза, с общеевропейским таможенным пространством.


Упрощение процедур, переход на работу по международным стандартам, повышение качества таможенного администрирования в значительной мере позволили собрать и перечислить в доход государства более 1 триллиона 219 миллиардов 500 млн. рублей или более 42,5 миллиардов долларов. Это составляет 102,6% от скорректированного задания на 2004 год и 143% от первоначального.


По сравнению с 2003 годом общий прирост таможенных платежей составил 462 млрд. руб. или 15,9 млрд. дол. США.


Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета в 2004 году составила 41,6% (в 2003 г. 37,6%), в составе ВВП таможенные платежи составили 7,3% (2003г. 5,7). Ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет составили 170 млн. дол. США.


Прирост платежей при импорте по сравнению с 2003 годом составил 21,8% и достиг 101 млрд. рублей или 3,5 млрд. дол. США. При этом в течение 2004 года наблюдался устойчивый ежемесячный прирост таможенных платежей при импорте порядка двух с половиной - трех млрд. рублей.


Каждый рубль, вложенный в развитие системы в 2004 году, дал отдачу в 67 рублей. Если в 2003 году каждый таможенник обеспечил перечисление в федеральный бюджет 12,2 млн. рублей при средних затратах на его содержание в 254 тыс. рублей, то в 2004 году поступления в федеральный бюджет в расчете на одного таможенника увеличились более чем в полтора раза и составили 19,2 млн. рублей при затратах в 270 тыс. рублей в год.


Положительная динамика сохранена и в реализации таких важных направлений работы таможенных органов, как контроль за доставкой и транзитом товаров.


Учитывая рост объемов перевозок товаров в соответствии с национальной и международной процедурами таможенного транзита в 2004 году, процент недоставления товаров снижался. В соответствии с международной процедурой таможенного транзита оформлено более 800 тысяч товарных партий. Недоставка товаров составила 0,015%.


Определенное продвижение вперед наблюдалось в работе по таможенному оформлению товаров с применением карнетов АТА.


В 2004 году таможенными органами Российской Федерации оформлено более одной тысячи карнетов АТА. Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, включены 74 таможенных поста.


В справочных материалах к сегодняшнему заседанию коллегии можно найти и другие факты, свидетельствующие о сохранении в 2004 году положительных тенденций в работе таможенных органов.


Достигнуто немало. И это та основа, опираясь на которую мы будем продвигаться дальше.


Вместе с тем, работа в условиях проведения реформ выявила и ряд проблем.


Главная из них это субъективный фактор.


Изменение психологии сотрудников таможенных органов отстает от тех требований, которые диктует кодекс. Другими словами: Кодекс новый, а психология у многих осталась старая .


Как следствие, при переназначении руководителей таможенных органов на соответствующие должности до 70% из них показали слабую подготовку не только в области информационных технологий, но в знании того, что реально происходит в их подразделениях.


Проверки, проведенные Главным управлением организации таможенного контроля в Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном управлениях, показали, что по ряду направлений деятельности таможенные органы применяют устаревшие методы работы, в частности по контролю за таможенным транзитом товаров. Перечень таможен, допускающих те или иные нарушения законодательства на данном направлении довольно внушителен, но чаще других в нем фигурируют:


- Находкинская таможня в Дальневосточном;


- Выборгская, Себежская, Балтийская таможни в Северо-Западном;


- Забайкальская в Сибирском;


- Брянская, Тверская, Подольская, Смоленская в Центральном таможенных управлениях.


В целях изменения ситуации было принято решение, что все кадровые переназначения будут проходить через тестирование у Министра экономического развития и торговли.


Вчера такое тестирование проходили начальники региональных таможенных управлений. Оно еще раз показало, что потенциал кадров без преувеличения огромен, но мы плохо с ними работаем, как на уровне ФТС России (В.П.Кудрявцев), так и на региональном.


К сожалению, не удалось пока сформировать реального резерва кадров, проводимые семинары и учебы проходят по-станринке, а о тестировании руководящего состава, как форме контроля за их знаниями и умением принимать те или иные управленческие решения, заговорили буквально только после того как этим занялся лично Министр.


В этом отношении нам стоит пересмотреть и работу Российской таможенной академии, где наши кадры также проходят подготовку и переподготовку.


Возможно, в начале и в конце курса переподготовки необходимо делать замеры знаний и психологической подготовленности каждого руководителя, давать им определенные рекомендации о результатах переподготовки, информировать кадровую службу таможенного органа.


Учебные программы, особенно для руководителей таможен, должны составляться с учетом новых требований, и если не утверждаться, то хотя бы согласовываться с Федеральной таможенной службой.


В 2005 году всю работу с кадрами необходимо строить, исходя из новых принципов бюджетного процесса и с учетом индикативных показателей деятельности региональных управлений. Стоит возобновить работу по внедрению в практику деятельности таможенных органов международной системы стандартов, совместно с Академией разработать ряд программ и тестов для всех категорий сотрудников, работающих в системе.


Делать все это надо, не затягивая, и начинать работу надо с начальников таможен, которые в настоящее время переназначаются на должности.


Мы будем просить Министра как можно скорее провести кадровые назначения, ибо промедление в структурных и кадровых изменениях в нашей системе чреваты большими проблемами. Мы не должны допустить ни единого случая, когда кому-то захотелось бы воспользоваться моментом из-за неопределенности его должностного статуса.


Вторая проблема, которая обозначилась в ходе реализации нового кодекса это неготовность самих участников ВЭД использовать те возможности, которые предоставляет Таможенный кодекс.


Видимо, некоторые новации кодекса столь кардинальны, что либо еще недоизучены, либо не поняты, и потому остаются невостребованными.


Так из пяти экономических режимов, предусмотренных кодексом, используется только четыре (переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад). При этом таможенный режим переработка на таможенной территории из-за неурегулированности таможенного и налогового законодательства отечественным товаропроизводителям применять становится экономически невыгодным. Так как налоговым кодексом не предусмотрено возмещение НДС в отношении продуктов переработки, вывезенных с таможенной территории, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, они отказываются помещать товары под указанный режим.


Таможенный режим - переработка для внутреннего потребления - сегодня вообще не работает, так как нет постановления Правительства Российской Федерации с перечнем товаров, которые можно было бы помещать под этот режим, а у ведомств отсутствуют основания для подготовки такого постановления, поскольку нет обращений от участников ВЭД с обоснованием того, что российской экономике такой режим нужен.


Практически не используется и такой инструмент, как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при импорте товаров.


Известно, что после вступления России во Всемирную торговую организацию возможности по изменению ставок таможенного тарифа значительно уменьшатся и резко возрастет роль инструментов селективной защиты рынка, основными элементами которых и являются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.


Мировая практика их применения показывает, что это гораздо выгоднее простого повышения ставок ввозных таможенных пошлин и более эффективно для поддержки отечественного товаропроизводителя.


Но наши участники внешнеэкономической деятельности или не знают о нем, или по старинке настаивают на изменении ставок таможенного тарифа, лишая себя тем самым действенной защиты со стороны государства.


В этой связи хочу подчеркнуть, что и нормативное поле, и дальнейшая работа над совершенствованием нового кодекса в условиях развития административной реформы должны создаваться и проходить в тесном взаимодействии с организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью.


Для этого нужно активнее использовать возможности действующего при ФТС России Консультативного совета по реализации таможенной политики, который, на наш взгляд, позволит более оперативно отслеживать проблемы, связанные с правоприменительной практикой, и решать их в пределах своей компетенции или формулировать предложения для Минэкономразвития и Минфина России.


В целом же, в 2005 году нам необходимо продолжить мониторинг правоприменительной практики, определить те положения Кодекса, которые требуют изменений и дополнений, сформулировать по ним позицию ФТС России и передать в Министерство для рассмотрения в Правительстве и на уровне законодателя. Таможенная реформа продолжается, и ее главная цель повсеместный переход таможенных органов на работу по мировым стандартам.


Исходя из этих позиций нам и предстоит определять задачи на 2005 год, а в ближайшее время - сформулировать концепцию развития службы в новых условиях ее работы и проект концепции представить на рассмотрение и утверждение Правительства Российской Федерации.


Цель данной концепции построение конкурентоспособной таможенной службы России, готовой выполнить любые государственные задачи и обеспечить безусловное соблюдение законодательства в области таможенного дела.


В следствие реализации данной концепции и решения триединой задачи основными принципами работы Федеральной таможенной службы должны стать:


1. Контроль в виде сервиса или обеспечение высокой эффективности таможенного контроля при внешней простоте и быстроте оформления.


2. Разделение товаропотоков и документооборота что означает переход от контроля товаров к контролю информации о товарах.


3. Переход на электронный (безбумажный) документооборот как в сфере таможенных процедур и таможенного контроля, так и в сфере организации управленческих процессов в таможенных органах.


В настоящее время группа специалистов и ученых под руководством Леонида Аркадьевича Лозбенко завершает работу над концепцией развития Федеральной таможенной службы на период 2005-2008 и до 2010 года и пока рано говорить о том, какова она будет в окончательном виде, но названные мною цели и принципы соответствуют требованиям Киотской конвенции к таможне XXI века и будут положены в основу работы по дальнейшему развитию таможенной службы России.


Приоритеты и направления социально-экономического развития Российской Федерации, определенные Президентом, Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу ориентируют таможенную службу на решение целого ряда задач, работа по которым должна быть начата уже в этом году.


Все эти задачи перечислены в проекте решения сегодняшнего заседания.


Назову некоторые из них, определяющие специфику нашей работы в 2005 году. Это:


- переход государственных институтов от сметного или бюджетного финансирования к бюджетированию по результатам;


- поквартальная оценка эффективности деятельности региональных таможенных управлений по утвержденным индикативным показателям;


- изменение схемы организации работы пунктов пропуска на таможенной границе переход на работу по принципу одна остановка ;


- дальнейшая либерализация внешней торговли, упрощение процедур таможенного оформления для законопослушных участников ВЭД;


- развитие практики предварительного информирования, электронного декларирования и использование системы управления рисками;


- защита отечественного товаропроизводителя, ужесточение борьбы с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, усиление контроля за товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции;


- изменение роли и повышение эффективности работы подразделений правоохранительного блока и таможенной инспекции;


- изменение подходов к системе подготовки, переподготовки и оценки труда таможенных кадров, их готовности и умения работать на уровне мировых стандартов;


- проведение необходимых процедур по присоединению России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция в редакции 1999 года).


На каждом из перечисленных направлений в таможенных органах есть определенный задел для дальнейшего продвижения. Вместе с тем, есть и существенные недоработки, как на уровне центрального аппарата ФТС России, так и на уровне региональных таможенных управлений.


Пока еще не совсем отлажены механизмы взаимодействия ФТС России и министерств, в ведении которых мы находимся (Минэкономразвития и Минфин России), вследствие чего довольно длительные сроки уходят на рассмотрение нормативных правовых актов, подлежащих утверждению Министерством экономического развития и торговли. В 2004 году выпущены и проходят процедуру регистрации в Минюсте России два приказа: об отмене мест декларирования отдельных товаров (цветы, рыба, фрукты, овощи, китайские товары, перемещаемые железнодорожным транспортом), и по реализации 68 статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, 8 нормативных правовых актов, внесенных на утверждение, еще рассматривается.


К нашему удивлению, вопреки согласованной позиции на уровне руководства Минэкономразвития, ФТС и ФСБ России по выстраиванию новых подходов к действиям контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу по принципу одного окна , выходит постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 года 50 О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации , которое по сути, наделяет все контролирующие органы, осуществляющие контроль в пунктах пропуска через государственную границу (пограничный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль) полномочиями таможенных органов, установленными за нами Таможенным кодексом Российской Федерации.


Получается, что руководители ведомств договариваются об одном, а аппарат согласует другое.


Думается, такая практика только вредит делу, и нам нужно совместно серьезно поработать над тем, чтобы подобные вещи не повторялись.


Подобные проблемы пока еще существуют и во взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации.


До сих пор Минфином не принято ни одного нормативного акта по установлению максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий. Но таможня это оперативная служба, работающая в круглосуточном режиме, и отсутствие необходимых нормативных актов не снимает с нее обязанностей выполнять свои функции.


Мы не можем приостановить работу по допуску банков к праву выдавать банковские гарантии в таможенных целях. На основании критериев включения банков в Реестр, установленных Таможенным кодексом, мы такие решения принимаем. Но как банку работать, на какую сумму выдавать гарантии неизвестно.


Неурегулированным остается еще один вопрос, касающийся внесения изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе .


Данные изменения подготовлены в связи с необходимостью унификации российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, 1994 года, что является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ГАТТ/ВТО. Но из-за длительности согласований движение законопроекта по сути остановлено на уровне Минфина России.


Все мы понимаем, что административная реформа по сути только началась, прошло мало времени и, безусловно, в дальнейшем схемы взаимодействия будут отрабатываться более тщательно. Но для этого нужна общая воля и общая заинтересованность.


Хотелось бы заметить, что проблема взаимодействия ФТС России с Министерствами, в ведении которых она находится, касается и практики взаимодействия с другими службами и ведомствами, особенно с правоохранительными органами.


Пользуясь случаем, хочу поблагодарить представителей министерств и ведомств, правоохранительных органов, бизнес-сообществ и деловых кругов за ту совместную работу по организации взаимодействия, которую мы проводили в минувшем году.


Но для того, чтобы работать еще более эффективно, в 2005 году и в ближайшей перспективе, необходимо объединить свои усилия и направить их на создание реально действующей системы обмена информацией как между собой, так и для территориальных подразделений.


Изменение схемы организации работы приграничных пунктов пропуска поставила в повестку дня необходимость создания единой базы данных всех государственных контролирующих органов, без наличия которой обеспечить безопасность поставок грузов в страну будет крайне затруднительно.


С принятием Транспортной стратегии Российской Федерации открылись новые возможности для взаимодействия таможенных и транспортных организаций в создании сервисных условий для участников внешнеэкономической деятельности.


Необходима дальнейшая активизация работы таможенных и других правоохранительных органов по пресечению контрабандного вывоза леса, морских биоресурсов, металлов.


Думается, была бы полезной для государства наша совместная работа на таком важном направлении деятельности, как защита отечественного производителя и борьба с контрабандой товаров народного потребления из стран Юго-Восточной Азии, Турции и Китая.


Незаконные операции с данной номенклатурой товаров приводят к целому ряду негативных последствий.


В частности, ввоз контрафактных товаров не только нарушает права интеллектуальной собственности, но и является серьезной преградой на пути вступления России в ВТО.


Немалые доходы, полученные в результате контрабандных операций с этими товарами, служат одним из источников финансирования преступных формирований различной степени организованности, коррупции должностных лиц федеральных и местных органов власти.


В течение последнего времени Федеральной таможенной службой проведен ряд специальных операций и оперативных мероприятий ( Восток и др.), направленных на декриминализацию этой отрасли внешнеэкономической деятельности.


Однако складывающаяся ситуация свидетельствует о недостаточности принимаемых мер.


Возможно, было бы целесообразно в первом полугодии 2005 года силами подразделений ФТС России, МВД России и ФСБ России провести совместные, специальные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление и пресечение нарушений внешнеэкономического законодательства Российской Федерации в сфере ввоза товаров народного потребления из стран Азии.


Свои предложения по данному вопросу мы уже направили в МВД России и ФСБ России, хотя отдаю себе отчет в том, что отдельными специальными операциями данную проблему не решить.


В этой связи хочу напомнить, что с 15 января текущего года вступило в действие распоряжение ФТС России от 3 декабря 2004 года О применении положений ст.359 Таможенного кодекса Российской Федерации . Имеется План мероприятий по усилению таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из стран Юго-Восточной Азии, Турции и Китая. Была поставлена задача ежедневно мониторить процесс таможенного оформления товаров данной категории, проводить выборочные досмотры и направлять в ФТС России предложения, направленные на улучшение организации работы на этом направлении.


Спустя месяц работы по упомянутому распоряжению, говорить о системном анализе каких-либо результатов пока еще рано, но Главному управлению организации таможенного контроля, Главному управлению федеральных таможенных доходов, Главному управлению по борьбе с контрабандой необходимо совместно мониторить эту работу и вносить необходимые коррективы.


Хочу еще раз подчеркнуть: данная тема в текущем году будет постоянно находиться в центре внимания руководства ФТС России, поэтому прошу всех ответственных за реализацию вышеуказанного распоряжения значительно активизировать свою работу.


С проблемой организации таможенного контроля товаров, ввозимых из Юго-Восточной Азии, Турции и Китая тесно связаны две другие проблемы. Это борьба с недостоверным декларированием и контроль таможенной стоимости.


Как показывает анализ, контроль таможенной стоимости по-прежнему является одним из основных резервов увеличения поступления таможенных платежей при импорте товаров.


Вторым немаловажным резервом является контроль достоверности сведений о номенклатуре и количестве декларируемых товаров.


Анализ информации, содержащейся в электронных копиях ГТД показал, что во всех регионах значительная доля товаров (до 50%) оформляется с колес , без выгрузки на СВХ. Оформление производится в зоне таможенного контроля.


Зная специфику работы СВХ и выполнения на них погрузочно-разгрузочных работ, можно с уверенностью сказать, что практически все эти товары оформлялись без досмотра.


Как уже неоднократно отмечалось, основной путь решения проблем, связанных с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости и борьбой с коррупцией - это внедрение в процесс таможенного контроля и таможенного оформления форм электронного декларирования и системы управления рисками. Это еще одно стратегическое направление деятельности таможенных органов в 2005 году.


Коллегия ФТС России в октябре и декабре минувшего года определила программу действий по обеим проблемам.


В проекте решения нынешнего заседания коллегии отражены ключевые позиции, на которые мы обязаны, будем выйти в 2005 году. И к данной проблеме мы также будем возвращаться постоянно.


К тому, что было сказано по системе управления рисками хочу добавить, что данная система является и наиболее эффективным механизмом обеспечения выборочности таможенного контроля. ФТС России определила своей целью в 2008 году довести число товарных партий, подвергаемых таможенному досмотру при ввозе не более 10%, при вывозе не более 8%, обеспечивая при этом продолжительность таможенного оформления в пунктах пропуска через государственную границу 10 минут, при декларировании товаров сутки.


По программе бюджетирования в 2006 году долю досматриваемых партий товаров мы должны будем довести до 15%.


Однако, применяя одни и те же правовые нормы в 2004 году региональные таможенные управления имели различные показатели по срокам выпуска ГТД, что свидетельствует о наличии проблем в выборочности таможенного контроля.


В Центральном таможенном управлении с нарушением срока было выпущено 3236 ГТД (0,5%), в Северо-Западном 1,6% (5069 ГТД), в Приволжском 4,4% (2272 ГТД), в Южном 1,6% (1194 ГТД), в Сибирском 1,8% (796 ГТД), в Дальневосточном таможенном управлении 3,1% (3612 ГТД).


Цифры вроде бы и небольшие, но они говорят о наличии резервов на данном направлении.


Мы также надеемся, что работа по системе управления рисками поможет навести надлежащий порядок и в контроле таможенной стоимости.


Это наиболее критикуемое со стороны участников ВЭД направление деятельности таможенных органов.


Свидетельство тому все возрастающее количество обращений в суды, которые таможенные органы по многим вопросам проигрывают, и прежде всего, по корректировке таможенной стоимости.


В минувший понедельник мы рассматривали эту проблему на оперативном совещании.


Анализ показывает, что из общего числа обжалований в судах больше всего (50%) составляют жалобы на решения, связанные с исчислением и взиманием таможенных платежей. 41% из них это жалобы на решения по корректировке таможенной стоимости. 40% из них удовлетворены судами, и, как правило по процедурным вопросам.


Это означает, что как правило, при корректировке таможенной стоимости должностное лицо таможни ссылается на информационное письмо ФТС России и больше ничего не хочет ни видеть, ни признавать.


Поэтому, чтобы раз и навсегда положить конец подобным ссылкам, хочу во всеуслышание изложить требования ФТС России по данному вопросу, и мы будем строго наказывать тех, кто будет продолжать прикрывать свои неблаговидные поступки, якобы указаниями сверху .


1. Таможенные платежи исчисляются и взимаются строго в соответствии с действующим законодательством и никаких других документов, изменяющих порядок взимания таможенных платежей и определения таможенной стоимости ФТС России не принимала и в таможенные органы не направляла.


2. Информационные письма ФТС России, на которые чаще всего и идут ссылки, только доводят до таможенных органов индексы таможенной стоимости по отдельным товарам, поскольку таможенные органы не всегда имеют возможность получать достоверную информацию об уровнях мировых цен. Повторяю, только доводят, и носят информационный характер, а содержащаяся в них информация изменяется в зависимости от изменения цен на рынках отдельных экономических или географических регионов.


И, наконец, третье это обеспечение таможенных органов необходимой информацией по профилям рисков.


Данная информация содержит сведения об ориентировочной стоимости товаров, их сырьевой базе, основных производителях, торговых марках, технологии производства отдельных товаров и о других факторах, оказывающих влияние на стоимость товара.


Использование такой информации уже показало свою эффективность.


Поэтому прошу руководителей таможенных органов всех уровней четко руководствоваться теми инструкциями, которые определяют, что делать должностному лицу, если заявленная стоимость ниже контрольного уровня по каждому товару, включенному в данный профиль риска, и не изобретать ничего другого.


Вот и все наши требования.


Реализация задач по внедрению электронного декларирования и развитию системы управления рисками невозможна без программного обеспечения, внедрения информационных технологий.


Как и в минувшем году, работа по развитию и внедрению информационных технологий и автоматизированных систем остается одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации.


Нужно отметить, что за последние три года мы существенно продвинулись во внедрении комплексных технологий таможенного оформления, информационных технологий и автоматизированных систем по отдельным направлениям деятельности, все шире стала применяться система оперативного мониторинга.


Наиболее активно данной системой пользуются в Центральном, Приволжском, Южном управлениях, Шереметьевской таможне, менее активно в Уральском, Северо-Западном управлениях, Центральной энергетической таможне.


При этом хочу напомнить, что система оперативного мониторинга действенна и эффективна только при условии четкого соблюдения сроков предоставления информации от таможенных органов в центральную базу данных.


Однако, видимо не все таможенные органы это понимают. И, если в Центральном, Южном, Дальневосточном управлениях, эта работа из года в год улучшается, то в Уральском управлении и Центральной энергетической таможне, по сравнению с прошлым годом, контроль за соблюдением сроков направления в центральную базу данных оперативного мониторинга значительно ослаб.


Если мы хотим, чтобы система оперативного мониторинга становилась все более действенным управленческим инструментом, то региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, необходимо повысить качество администрирования системы оперативного мониторинга, строго соблюдать сроки обновления информации и представлять ее более развернуто. Большая работа была проведена в 2004 году и в соответствии с Планом мероприятий Федеральной целевой программы Электронная Россия (2002-2010 годы) , в рамках которой ФТС России участвует в создании единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (ЕГАИСКВ).


Внедрение данной системы, создаваемой в интересах таможенных и налоговых органов является одним из условий реализации технологии одного окна при проведении контрольных процедур, повышении их эффективности и транспорентности при одновременном сокращении требуемого времени и количества задействованных должностных лиц на их проведение.


Работы по ее созданию были начаты в 2003 году, но финансирование на их проведение выделено всего в размере 40 млн. руб. или 1,9% от необходимой суммы (2,1 млрд. руб.). Финансирование работ на 2005 год до сих пор не определено.


За счет выделенных средств в 2003 году были разработаны концепция, системы, техническое задание и технический проект системы, а в 2004 году пилотный проект системы по проведению таможенного и налогового контроля на базе экспортных поставок Магнитогорского металлургического комбината.


В целях ускорения работ по данному проекту представляется целесообразным выделить его в отдельную строку в Программе Электронная Россия с определением ежегодного финансирования по обоснованной стоимости в 2,1 млрд.рублей. В соответствии с компетенцией федеральных органов исполнительной власти мы бы просили Минэкономразвития России совместно с Мининформсвязи, Минфином и ФНС России подготовить и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации соответствующее Постановление о внесении изменений в Программу Электронная Россия .


Это вызвано крайней необходимостью повышения эффективности таможенного и налогового контроля, которое возможно только при обмене информацией между таможенными и налоговыми органами в режиме реального времени. В настоящее время такой обмен в рамках существующего Соглашения между ФТС и ФНС России невозможен.


По-прежнему в центре внимания руководства ФТС России будет оставаться работа по реализации проекта Модернизация информационных таможенных систем , в рамках которой свое дальнейшее развитие должна получить ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть ФТС России (ВИТС), работа по контролю за крупногарабритными грузами и транспортными средствами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации.


Создание системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств должна быть самым тесным образом увязана с пересмотром подходов к обустройству пограничных пунктов пропуска в целом. В связи с изменением схемы организации работы на границе, сокращения количества государственных контролирующих органов и переноса центр