27.04.05

Встречное движение

ВПЕРВЫЕ представители зарубежного бизнеса получили возможность задать свои вопросы и высказать претензии главному таможеннику Северо-Западного региона Павлу Корчажкину.

Преобразование в СЗТУ завершается, отметил Павел Корчажкин. Мы на 18 процентов сократили численность руководящего состава, передав наших специалистов в таможенные структуры пограничников, стабилизировали количество пунктов таможенного контроля.

Одновременно шел процесс привыкания к жизни по новому Таможенному кодексу, вступившему в силу всего полтора года назад. И хотя некоторые локальные проблемы сохраняются, в целом законодательные и организационные изменения уже прижились и приносят свои плоды.

Плоды немалые, если судить по цифрам таможенных сборов. Только за первый квартал 2005 года таможенники Северо-Запада принесли в бюджет около 83 миллиардов рублей. В основном за счет повышения экспортной пошлины на сырую нефть и нефґтепродукты. Но если при вывозе черного золота таможня является всего лишь добросовестным исполнителем государственной воли, то в отношениях с иностранными компаниями, работающими в регионе, имеет возможность быть гибкой, реализуя возможности, предоставленные новым Таможенным кодексом. Задача здесь одна способґствовать развитию бизнеса, притока инвестиций, максимально подготовиться к вступлению России в ВТО.

Павел Корчажкин так определил направление развития отношений таможни и бизнеса: Мы стремимся минимизировать контроль и максимально ускорить таможенные процедуры. В особенности эта касается тех компаний, которые давно, успешно и с полным соблюдением законности работают в регионе. И для этого, в первую очередь, внедряем новые таможенные технологии: электронное декларирование, предварительное информирование... Создаем орган, который будет удостоверять электронную подпись. Все это стремление привнести в наше сотрудничество максимальную гласность, максимальную открытость на основе доверия.

Однако дальнейшее общение в режиме свободного диалога показало, что по пути к доверию и открытости сделаны пока только первые шаги. Представители иностранных фирм и их дочерних структур, пользуясь возґможностью пообщаться с новым начальником СЗТУ, обрушили на него шквал вопросов, связанных с их повседневным общением на различных таможнях региона. Проблемы вскрывались одна за другой.

Представитель одной из финских корпораций, занимающихся в России сбором металлолома, рассказал, что его фирма неизменно платит штрафы за простой вагонов, пока идут тамоґженные процедуры. По его мнению, имеет место нестыковка правовых актов двух российских ведомств. Таможня задерживает отправку груза на трое суток, а железная дорога уже через сутки назначает штрафные санкции.

Руководители многих фирм жаловались на чрезмерные требования таможен, с которыми им приходится контактировать изо дня в день. Жалобы эти однотипны: зачем-то требуется полный пакет документов на каждую машину груза, даже если через таможню одномоментно проходит колонна из десяти грузовиков. Фирмы обязаны платить органам санитарного контроля за получение на товар сертификата безопасности. Причем СЭС выдает такие документы, что называется, не глядя, по факту оплаты. На большинстве таможенных пунктов не доверяют импортерам высокотехнологичного оборудования, которое ввозится в Россию исключительно с целью развития производства или услуг. Каждый раз фирмы должны доказывать, что это оборудование не предназначается на продажу в России. А сделать это бывает крайне трудно.

Эти и многие другие замечания то и дело заставляли Павла Корчажкина повторять: Проверим Разберемся Возьмем на заметку Решим в рабочем порядке

Несмотря на немалое количество претензий к таможенникам, участники беседы отметили, что за последние годы ситуация заґметно улучшилась: еще год назад компании-инвесторы, компании, имеющие на Северо-Западе России свои предприятия, не могли и мечтать об упрощенных таможенных процедурах, о соґтрудничестве с таможенниками в борьбе против контрафактной продукции И даже о возможности высказать руководителю СЗТУ свои замечания и предложения. Сегодня это не только возможно, но и приветствуется. Принимаются любые предложения, которые ведут к развитию промышленности региона, к упрощению ввоза основных капиталов и новейших технологий в Россию. Таможня становится не только источником пополнения государственной казны, но и инструментом, влияющим на экономический рост.

Представители международного бизнеса и руководители Северо-Западного таможенного управления договорились сделать подобные встречи регулярґными.

Российская газета 27.04.05