11.08.10

Вопросы таможенного оформления и таможенного контроля экспорта леса и лесоматериалов

Дальний Восток традиционно обеспечивает треть экспорта леса и лесоматериалов России. В связи с этим организация таможенного контроля при экспорте лесопродукции является одним из приоритетных направлений деятельности управления, говорится в сообщении Пресс-службы ФТС РФ.

В первом полугодии 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года объем экспорта необработанных лесоматериалов в регионе деятельности управления сократился более чем на 6 % (с 4,1 млн. куб. м до 3,8 млн. куб. м). Одновременно объем экспорта обработанных на территории России лесоматериалов увеличился на 48% (в первом полугодие 2010 года экспорт обработанных лесоматериалов составил 465 тыс. тонн, за аналогичный период 2009 – 242 тыс. тонн).

Из приведенных данных можно констатировать сохранение тенденции к снижению объемов экспортируемых необработанных лесоматериалов и продолжение наращивания объемов экспорта обработанных лесоматериалов.

На снижение объемов экспорта необработанной древесины оказали влияние такие факторы, как планомерное повышение вывозных таможенных пошлин и активизация действий правоохранительных и контрольных органов по пресечению незаконного оборота древесины.

В то же время, рост экспорта обработанных лесоматериалов может свидетельствовать о реализации мер, направленных на создание и развитие глубокой переработки древесины на территории Российской Федерации, в том числе с помощью мер таможенно-тарифного регулирования.

Структура экспорта лесоматериалов в Дальневосточном регионе представлена в основном традиционно заготавливаемыми в регионе хвойными породами - сосна, лиственница, ель. Небольшую долю в объеме экспорта составляют ценные твердолиственные породы древесины (ясень маньчжурский и дуб монгольский).

Круг стран-импортеров постоянен. Прежде всего, это Китай. В КНР вывозится около 70% от всего объема экспорта леса по региону. Следующий крупный импортер – Япония, куда экспортируется порядка 20% леса. Третьим по значимости контрагентом является Республика Корея, на ее долю приходится около 5% вывезенных лесоматериалов. Помимо перечисленных стран, незначительные партии лесоматериалов вывозятся в Австралию, Вьетнам, Тайвань, а также в Индию, Германию, Гонконг.

Дальневосточное таможенное управление при осуществлении мероприятий, направленных на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов, сталкивается с различного рода проблемными вопросами.

Из года в год не теряет актуальности проблема, связанная с возможностью достоверного определения качественных и количественных сведений при проведении фактического таможенного контроля круглого леса и пиломатериалов. Обусловлена данная проблема несовершенством законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, отсутствием единой методики измерения лесоматериалов. Действующими стандартами (ГОСТ, ОСТ, ТУ и т.д.) предусмотрены различные допуски и погрешности измерений.

Решение данной проблемы могло бы стать установление исчерпывающего перечня методик выполнения измерений, которые должны использоваться при расчете объемов вывозимых лесоматериалов как участником внешнеэкономической деятельности, так и таможенными органами.

Негативное влияние на эффективность таможенного контроля круглого леса и пиломатериалов оказывает значительное количество мест отгрузки таких товаров, их удаленность от месторасположения таможенных органов.

Оптимальным решением данной проблемы может стать перенесение фактического таможенного контроля с мест декларирования в места убытия данных товаров с территории Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что решением основных проблем, связанных с контролем за лесоматериалами, могло бы стать организация ведения «сквозного» электронного учета лесоматериалов, вывозимых из Российской Федерации, от «делянки» при их заготовке, вплоть до убытия через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Разработка такой технологии прорабатывается ФТС России.

Реализация указанных предложений, в первую очередь посредством создания единой базы данных всех государственных органов повысит эффективность таможенного контроля в отношении круглого леса и пиломатериалов.

VCH.RU ; 11.08.10