03.09.08

Волна арестов незаконно ввезенных в Россию товаров продолжает накрывать бизнес

Таможенники имеют на это право, если установят, что товар не растаможен. Приказ ФТС от 06.05.2008 N 532 (далее - Приказ N 532), утвердивший Порядок таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, впервые в истории таможенного законодательства дает возможность лицам, у которых выявлен незаконный товар, легализовать его. "ЭЖ" уже давала общий обзор Приказа N 532 (N 26, 2008 г., стр. 8). На этот раз обратим внимание на проблемы, которые могут возникнуть при его применении. Напомним, что Порядок таможенного оформления товаров (далее - Порядок) начнет действовать с 16.09.2008.

От прихода таможенников с целью проверки законности ввоза товара не застрахован никто. И печальнее всего тем, кто оказался крайним покупателем в цепочке купли-продажи импортного "серого" товара. Такому приобретателю придется выбирать одно из двух зол: осуществить мероприятия по легализации товара, что, естественно, связано с финансовыми затратами, или отказаться от товара вовсе. Разборки с предыдущими владельцами таможенников не заботят. Этим уже будет заниматься сам горе-владелец.

Руководствуясь общим правилом п. 1 ст. 391 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ), таможенники вправе арестовать или изъять товар, приобретенный с нарушением таможенных правил. Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются за счет такого товара. Вместе с тем факт добросовестности приобретателя, который даже не знал о нарушениях закона, предоставляет ему возможность такой товар сохранить. Для этого необходимо уплатить таможенные платежи и оформить товар в упрощенном порядке, который утвержден Приказом N 532, но еще не вступил в силу. И пока предприниматели лишены возможности ввести незаконно ввезенные товары в гражданский оборот.

Попробуем разобраться в некоторых тонкостях Приказа N 532, предлагающего механизм легализации.

Право или обязанность?

Уплата таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных товаров лицами, купившими такой товар на внутреннем рынке, является их правом, а не обязанностью, если лицо является добросовестным приобретателем. Обязанностью такая уплата становится только в том случае, если в момент приобретения лицо знало или должно было знать о том, что товар ввезен незаконно (п. 4 ст. 320 ТК РФ). Возникает вопрос: если у добросовестного приобретателя нет обязанности по уплате таможенных платежей и оформлению товара, что тогда позволяет арестовывать и изымать такой товар? Ответ дан в ст. 15 ТК РФ: пользование и распоряжение товарами до их выпуска в свободное обращение запрещено. А в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, противоречащая требованиям закона, ничтожна.

Эти императивные нормы не ограничивают круг лиц, поэтому добросовестные приобретатели попали в ловушку законодателя.

Если лицо в момент приобретения "серого" товара знало или должно было знать о незаконности его ввоза (недобросовестный приобретатель), то на него распространяются нормы ответственности, как если бы это лицо выступало в качестве декларанта (п. 4 ст. 320 ТК РФ), т.е. обязанность уплатить таможенные платежи в отношении этого товара.

Условия изъятия и легализации

Анализ ст. 391 ТК РФ и Порядка позволяет вести речь о легализации товара, если:

товар ввезен в Россию незаконно;

незаконный ввоз повлек неуплату таможенных пошлин или несоблюдение запретов и ограничений, установленных во внешнеторговой деятельности;

лицо само не ввозило товар, а приобрело его уже в России;

товар приобретен лицом в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

товар не запрещен к ввозу, обороту, и не установлены количественные ограничения на его ввоз.

Незаконно ввезенный товар

Изъять могут только те товары, которые ввезены незаконно. Что это означает? Согласно подл. 10 п. 1 ст. 11 ТК РФ незаконное перемещение товаров через таможенную границу - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию России или вывозу с этой территории товаров с нарушением порядка, установленного ТК РФ. Любое ли нарушение ТК РФ позволяет приклеить к товару ярлык незаконно ввезенного и изъять его?

Например, указание недостоверных сведений при декларировании не позволяет сделать вывод о незаконном перемещении товара через таможенную границу, если этот товар был выпущен таможенными органами, поскольку под "ввозом товаров" понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все действия с товарами до их выпуска таможенными органами (подп. 8 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Ввезенные товары теряют статус находящихся под таможенным контролем с момента их выпуска для свободного обращения (п. 1 ст. 361 ТК РФ).

Таким образом, незаконно ввезенным товаром для целей изъятия или льготной легализации можно признать только те товары, которые были ввезены без какого-либо таможенного оформления. Кроме того, в отношении этих товаров не должны быть уплачены таможенные платежи, причем в полном объеме и не соблюдены установленные законодательством запреты и ограничения.

Иностранное = презумпция незаконности?

Факт незаконности перемещения в качестве основания для изъятия и ареста товаров должен быть доказан таможенными органами (п. 1 ст. 391 ТК РФ), что в реальности проблематично. При обнаружении таможенными органами товара могут быть выявлены только признаки, указывающие на незаконность его перемещения. Сам же факт незаконности перемещения должен устанавливаться в процессе проведения, в частности, административного расследования по делу о нарушении таможенных правил либо в рамках возбужденного уголовного дела. Получается, что ст. 391 ТК РФ и Порядок предлагают легализовывать товар, в отношении которого не известно, незаконно ли он ввезен. Это обстоятельство может быть успешно использовано владельцами товара, по поводу которого начались разбирательства с таможенниками.

Необходимо требовать признания недоказанными: самого факта ввоза, а также незаконности такого ввоза, т.е. того, что товар в той или иной форме не проходил таможенное оформление.

Под прицелом таможни не все

Как следует из п. 1 ст. 391 ТК РФ и п. 1 Порядка, изъяты могут быть только товары, "приобретенные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности". Такая формулировка означает, что товар, приобретенный физическим лицом, изъятию не подлежит. Следовательно, субъектами могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, причем коммерческие и некоммерческие. Последние хоть и ограниченно, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Таможенные органы вправе осуществлять проверку лица, не являющегося непосредственно участником ВЭД только в форме таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий (п. 2 ст. 375 и п. 3 ст. 376 ТК РФ). Но такие проверочные мероприятия могут применяться только в отношении лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами.

Таким образом, можно говорить о дополнительном условии легализации - незаконно ввезенный товар должен быть приобретен лицом в связи с осуществлением не любой предпринимательской деятельности, адеятельности именно в форме торговли.

Но не стоит пугаться, если вы приобрели товар не для продажи, а, например, для последующей сдачи его в аренду. Если вдруг выяснится, что приобретенный товар был ввезен с нарушением таможенных правил, вашей защитой может стать не льготная легализация товара, а признание незаконными в отношении вас проверочных мероприятий таможенных органов. Это более эффективный механизм.

А сроков было сорок сороков?

Важнейший вопрос остался неопределенным - срок, в течение которого попавшийся в руки таможенникам обладатель незаконно ввезенного товара может воспользоваться правом легализовать его, т.е. оформить и уплатить таможенные платежи. Ответа нет ни в ТК РФ, ни в Порядке.

В п. 2 ст. 391 ТК РФ установлено, что "обнаруженные товары не изымаются, если лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров либо обеспечивают их уплату".

Однако в п. 2 Порядка приводится иная формулировка данной нормы: "Временное хранение незаконно ввезенных товаров, в отношении которых владелец уплатил таможенные платежи или обеспечил их уплату в соответствии с главой 31 ТК РФ не позднее пяти дней со дня обнаружения у него незаконно ввезенных товаров, осуществляется непосредственно на объектах их владельца, где они были обнаружены".

Следовательно, здесь речь идет только о сроке выполнения формальностей (уплаты или обеспечения уплаты платежей), которые позволяют оставить незаконно ввезенный товар на хранении у его владельца без физического перемещения на склады временного хранения таможенных органов.

Вместе с тем анализ ТК РФ и Порядка позволяют сделать вывод, что воспользоваться процедурой легализации незаконно ввезенного товара можно и после его изъятия в течение всего срока временного хранения. Практика покажет, примут ли такую точку зрения таможенные органы и не ограничат ли все пятью днями.

Стулья в обмен на деньги

Положения п. 2 ст. 391 ТК РФ и п. 2 Порядка позволяют оставлять незаконно ввезенный товар на временном хранении у владельца, если он уплатит таможенные платежи или обеспечит их уплату в соответствии с гл. 31 ТК РФ.

Обратите внимание, что упомянутые нормы не оставляют альтернативы таможенным органам - если обеспечение платежей есть, то отказать лицу в оставлении товаров у него на хранении нельзя. Остается надеяться, что такая безальтернативность будет очевидна и таможенным органам.

***

Итак, мы рассмотрели некоторые проблемы применения утвержденного Порядка таможенного оформления незаконно ввезенных товаров. Как видим, он, к сожалению, поставил больше вопросов, чем дал ответов.

"Экономика и жизнь - партнер" : 2008 : 22 августа, выпуск 034