24.04.06

В таможнях УТУ проведено анкетирование участников ВЭД и физических лиц

Во всех таможнях Уральского таможенного управления проведено анкетирование участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц.

Цель выяснить основные причины, заставляющие граждан и организации обращаться в судебные инстанции с жалобами на неправомерные действия представителей таможенных органов или принятые им решения. Несмотря на то, что в уральском регионе в прошлом году значительно уменьшилось количество обращений в суды в сравнении с 2004 годом, руководство Управления, тем не менее, считает, что деятельность правовых подразделений по досудебному урегулированию конфликтных ситуаций в таможенном производстве необходимо активизировать. Тем более, что Таможенный кодекс предоставляет право и гражданам, и участникам внешнеэкономической деятельности разрешить таможенные споры в более краткие сроки, чем если бы они рассматривались в суде (на вынесение решения по жалобе отводится один месяц со дня ее поступления); предусматривает упрощенный порядок подачи жалобы в устной форме рассмотрение и принятие решения должно производиться безотлагательно (положение действительно при условии перемещения через таможенную границу товаров на сумму не более 1,5 миллиона рублей и/или одного транспортного средства). Кроме того, жалоба направленная в вышестоящий таможенный орган, государственной пошлиной не облагается, отсутствует обязанность обосновывать свои доводы. В ходе анкетирования было опрошено около 1000 респондентов: физические лица составили 60 % от общего числа, юридические лица 37%, предприниматели без образования юридического лица 3 %.

Как выяснилось, большая часть анкетируемых 73 процента знакомы с порядком обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации. А вот среди тех, кому этот порядок неизвестен, преобладают физические лица. Так, например, в Кольцовской таможне (аэропорт Кольцово г.Екатеринбург) практически половина из опрошенных граждан, т.е. 48 процентов, не знают, каким образом они могут решить проблемы, возникающие на таможне, непосредственно сразу и на месте, не прибегая к судебному разбирательству. Такие действия урегулированы 7 главой Таможенного кодекса РФ.

Вместе с тем, большинство анкетируемых (67%), которым известен порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов, в качестве наиболее предпочтительного способа разрешения конфликта выбрали именно обжалование в вышестоящие таможенные органы. И для этого есть веские основания. Прежде всего, поскольку таможенное дело является достаточно узкой и специфичной сферой общественных отношений, то заключение компетентного и квалифицированного специалиста в данной области обеспечивает наиболее верное решение вопроса в полном соответствии с действующим таможенным законодательством.

Однако, и те оставшиеся 33 процента из числа опрошенных предпринимателей, кто в качестве метода урегулирования таможенных споров выбрал обращение в судебные инстанции, также привели свои аргументы. Одной из причин похода за справедливостью в суд называется недоверие таможенным органам; второй была названа - беспристрастность судебных органов при рассмотрении жалоб. Высказывалось и такое мнение, что при ведомственном обжаловании будет поддержана позиция таможенного органа, чьи решения обжалуются. Кроме этого, в анкетах указывалось на значительный срок разрешения проблемы при обращении с жалобой в вышестоящий таможенный орган, а затем, в случае ее неудовлетворения, в суд. Отдельные участники ВЭД отмечали отсутствие в местах таможенного оформления информации о возможности обжалования действий должностных лиц в вышестоящий таможенный орган, а также отсутствие его реквизитов.

В конечном итоге, диалог таможенников с участниками ВЭД и физическими лицами, состоявшийся при помощи проведенного анкетирования, позволил сделать как минимум два вывода. Первый: о необходимости активизации работы по информированию и консультированию физических лиц о порядке обжалования решений таможенных органов, а также о целесообразности применения внесудебного порядка обжалования. Второй: учитывая высказанные пожелания участников ВЭД, следует принять меры по сокращению сроков рассмотрения жалоб.

С учетом результатов анкетирования уже предприняты и конкретные шаги для сокращения числа обращений в судебные инстанции и более эффективного решения возникших с таможней конфликтов непосредственно на местах или же при участии вышестоящего таможенного органа.

В этих целях отделом контроля за соблюдением законности при привлечении к административной ответственности правовой службы Уральского таможенного управления (УТУ) разработана краткая, небольшого формата и удобная в использовании памятка. В ней не только расписан весь порядок обжалования, но и указаны телефоны правового отдела Управления и таможен, где можно получить консультацию по этому вопросу, а также их реквизиты. Эта памятка будет распространена на всех таможенных постах и пунктах пропуска в УрФО.

Пресс-служба УТУ 24.04.200