13.12.07

В СЗТУ состоялось оперативное расширенное совещание

На днях в Северо-Западном таможенном управлении состоялось оперативное расширенное совещание. На нем присутствовали: руководство СЗТУ во главе с начальником управления генерал-майором таможенной службы Михаилом Прокофьевым, руководитель Территориального управления Росфиннадзора по Санкт-Петербургу советник государственной гражданской службы 1 класса Александр Жуков, а также начальники нескольких таможен региона.

С докладом о практике работы таможенных органов СЗТУ по осуществлению контроля за перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг выступила начальник отдела валютного контроля службы федеральных таможенных доходов СЗТУ Светлана Борисова.

Она отметила, что одним из важных факторов экономического характера, влияющим на процесс легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, является вывоз капиталов или иначе «бегство» капиталов.

Значительную угрозу государственной и экономической безопасности Российской Федерации может нанести отсутствие необходимого, действенного и предусмотренного действующим таможенным и валютным законодательством контроля за перемещением физическими лицами значительных объемов денежных средств.

Это обуславливает необходимость рассмотрения организации работы таможенных органов СЗТУ по осуществлению этого контроля и выработке мер, направленных на его совершенствование. Сравнительный анализ данных по количеству перемещаемой валюты в 2006-2007 годах выявил следующие тенденции.

В соответствии со сведениями задекларированной валюты на основании электронной базы данных, физическими лицами в 2006 году ввезено на территорию Российской Федерации валюты на сумму 254 млн. долларов США (в долларовом эквиваленте), аналогичный показатель за 10 месяцев 2007 года составил 547,284 млн. долларов США, что в 2,1 раза превышает показатель ввоза валюты за 2006 год. Вывоз наличной валюты за 10 месяцев 2007 года составил 617,38 млн. долларов США, что в 1,7 раза превышает показатель по вывозу валюты 2006 года и составляет 356,15 млн. долларов США.

В структуре таможенных органов перемещение наличной валюты через пункты пропуска физических лиц осуществляется неравномерно. В 2007 году наибольшие объемы вывоза валюты зафиксированы в Выборгской таможне (219,8 млн. долларов США), Пулковской (149,65 млн. долларов США) и Багратионовской (71,58 млн. долларов США). В текущем году больше всего валюты ввезено через пункты пропуска этих же таможен: Выборгской (130,68 млн. долларов), Неманской (97,27 млн. долларов США) и Багратионовской (45,8 млн. долларов США). Преобладающей валютой, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации являются евро, доллары США и рубли Российской Федерации. Данная структура характерна как для ввозимой наличной валюты, так и вывозимой.

Наибольшее количество ввозимой наличной валюты приходится на евро. Суммарный показатель ввоза евро (в долларовом эквиваленте) в 2007 году составил 300,012 млн. долларов США. Ввоз рублей РФ - 165,032 млн. долларов США (аналогичное значение 2006 года составляет 27,27 млн. долларов США). Следует отметить, что сумма ввезенных наличных в долларах США в 2007 году сократилась по сравнению с 2006 в 1,15 раза и составила в 82,24 млн. долларов США.

В 2006-2007 годах осуществлялось декларирование физическими лицами дорожных чеков. Следует отметить, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось количество случаев и сумм по задекларированным дорожным чекам.

В 2007 году ввезено на территорию Российской Федерации дорожных чеков на сумму 0,145 млн. евро (что в 4 раза превышает общую сумму ввезенных дорожных чеков в 2006 году, которая составила 0,036 млн. евро) и на сумму 0,234 млн долларов США (что в 16 раз превышает общую сумму ввезенных дорожных чеков в 2006 году, которая составила 0,0146 млн. долларов США).

Вывезено дорожных чеков в 2007 году на общую сумму 6,733 млн. евро, что в 8 раз превышает аналогичный показатель по общей сумме вывезенных дорожных чеков в 2006 году (0,851, млн евро). Общая сумма вывезенных дорожных чеков в долларах США составила в 2007 году 3,274 млн. долларов США, что в 16 раз превышает общую сумму задекларированных дорожных чеков, вывезенных в 2006 году (0,205 млн. долларов США).

В целом, Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» достаточно сильно изменил положения об условиях и нормах перемещения наличной валюты через таможенную границу РФ. Можно сказать, что в части касающейся порядка перемещения наличной валюты, закон отменил существовавший ранее разрешительный порядок и стал очередным шагом на пути либерализации валютной сферы. Наибольшие изменения претерпели нормы, определяющие порядок ввоза и вывоза физическим лицами из страны иностранной валюты, валюты РФ, ценных бумаг и дорожных чеков. Эти изменения введены с 31 июля 2005 года. Помимо соблюдения норм и порядка, установленных валютным законодательством, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наличной валюты, ценных бумаг и дорожных чеков осуществляются при условии соблюдения таможенных правил. При анализе порядка и условий осуществления вывоза наличной иностранной валюты и валюты РФ уместно отметить и организацию таможенными органами информационной зоны, позволяющему физическому лицу сделать осознанный выбор формы декларирования товаров. В СЗТУ своевременно актуализируется информация, находящаяся в информационной зоне в соответствии с требованиями законодательных актов. Тем не менее, при законодательно регламентированном порядке перемещения валюты, рост числа правонарушений в этой сфере остается неизменным.

На сегодняшний день неправомерные деяния, связанные с ввозом и вывозом валюты, квалифицируются как:
- вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, без разрешительных документов, является незаконной валютной операцией, ответственность за осуществление которой предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ. Органом валютного контроля, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена по этой статье, является Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора;
- незаконное перемещение валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, а также их недекларирование либо недостоверное декларирование, являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрены статьями 16.1, 16.2, 16.4 КоАП РФ;
- контрабанда валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена ч.1 статьи 188 УК РФ. За 10 месяцев 2007 года таможенными органами СЗТУ возбуждено по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ 53 дела на сумму 390,67 тыс. долларов США, что составляет 6,2% от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях в валютной сфере (855). При сравнительном анализе практики возбуждения дел об административном правонарушении по ст.16.4 КоАП РФ (недекларирование, либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации) прослеживается увеличение количества выявленных правонарушений.

Так, за 2006 год таможенными органами СЗТУ по данной статье было возбуждено 870 дел об административных правонарушениях, за 10 месяцев 2007 года количество дел об административных правонарушениях по данной статье увеличилось в 1,4 раза и составило 1268 дел об административных правонарушениях. Увеличение нарушений связано с ростом потока перемещаемой валюты, а также с попытками отдельных физических лиц скрыть суммы перемещаемой валюты и избежать процедуры декларирования.

Большое значение в выявлении нарушений, связанных с перемещением и декларированием наличной валюты физическими лицами, играет взаимодействие с подразделениями правоохранительного блока. В целях выявления и раскрытия данного вида правонарушений, правоохранительные подразделения таможенных органов СЗТУ осуществляют большой объем работы и информируют о предполагаемых правонарушениях в виде ориентировок или сведений о конкретных физических лицах, осуществляющих перемещение валюты.

Для совершенствованию контроля при перемещении наличной валюты необходим анализ и систематизация информации о перемещаемой валюте, потенциальных нарушителях и обмен ею между заинтересованными подразделениями таможни.

Существует объективная необходимость в организации взаимодействия с МРУ Росфинмониторинга по Северо-Западному федеральному округу. Необходимо развитие отношений не только в информационном обмене данными по письменным запросам, но и в обмене опытом по реализации мероприятий по противодействию легализации денежных средств. Механизм возникновения и отмывания денежных средств, приобретенных преступным путем обусловлен крайне сложной системой факторов. Выявление этих факторов требует тщательного анализа большого объема самой разносторонней информации, что возможно только посредством комплексного и многоаспектного анализа информации всех контролирующих и правоохранительных органов.

Пресс-служба ФТС РФ; 12.12.07