27.07.05

Услышь, таможня!

Хороший уровень взаимодействия между Юго-Восточной дорогой и Белгородской таможней отмечался на прошедшей в Белгороде выездной коллегии Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ.

Сотрудничество магистрали с таможенниками вопрос не праздный. Юго-Восточная обслуживает ряд пограничных областей, соответственно велик на ней и поток грузов и пассажиров, пересекающих границу. Каждый такой груз и каждый пассажир должны пройти таможенный досмотр, на что уходит время. И, разумеется, железнодорожники хотели бы, чтобы на границе с Украиной поезда задерживались как можно меньше. Проблема же обостряется год от года, если учесть, что количество поездов, пропускаемых за сутки, например, через приграничную станцию Валуйки, в обоих направлениях, выросло с 16 18 до 36 40, а на станции Белгород такой обмен составляет 15 19 составов.

Потому и на дополнительное обустройство основных пограничных пунктов пропуска, внедрение новых технологий железнодорожники не скупятся. За последние год-полтора на станциях Валуйки и Белгород выделены и оснащены оргтехникой помещения для сотрудников таможенных и пограничных органов. Кроме того, автоматизирован процесс составления поездной передаточной ведомости, внедрены системы коммерческого осмотра вагонов, установлены электронные тензометрические весы. И наконец, введено в эксплуатацию программное обеспечение Железнодорожный погранпереход , позволяющее значительно сократить время оформления документов на вывозимые товары.

С целью повышения оперативности взаимодействия между подразделениями дороги и таможни было принято решение о строительстве в Валуйках нового здания, в котором разместятся станционно-технический центр, декларанты и работники таможенного поста. В настоящее время строительно-монтажные работы заканчиваются.

Однако время выдвигает все новые задачи, в решении которых железнодорожники вправе рассчитывать на понимание органов пограничного и таможенного контроля. Они предлагают сократить число государственных контрольных органов в пунктах пропуска и ратуют за передачу Федеральной таможенной службе функций и обязанностей Пограничной государственной инспекции по карантину растений и Пограничного контрольного ветеринарного пункта. Требуют также коррективов технологические схемы взаимодействия должностных лиц таможенных органов и работников железнодорожных станций. Например, для таможенного оформления грузового поезда предусмотрено два часа. Этого срока принято строго придерживаться, невзирая на количество перевозочных документов (1 или, скажем, 45). В такой ситуации, считают специалисты по грузовой и коммерческой работе, следует установить время, необходимое для оформления одной товарно-транспортной накладной, а не целого поезда. При проведении таможенного контроля неплохо было бы учитывать и технические возможности станций.

И, наконец, дает о себе знать человеческий фактор , причем далеко не всегда в положительном смысле. Подчас таможенники ведут себя так, как будто им неведома обычная людская благодарность. Так, руководство Белгородского отделения не раз протягивало руку помощи таможенным и пограничным службам. Средства на необходимые служебные помещения, мебель, оргтехнику, связь изыскиваются порой в ущерб собственным нуждам. Казалось бы, на добро надо отвечать добром. Но таможенники нередко глухи к просьбам железнодорожников об ускорении оформления поездов, дабы исключить непроизводительный простой вагонов. Ведь дорога несет убытки.

Галина МОСТИПАН
"Гудок" ; 27.07.2005