"Теперь "чемоданный ввоз" будет только расти"
Элдар Разроев
президент компании "Евросеть"
-- Как августовский кризис повлиял на рынок сотовых телефонов?
-- То, что произошло на сотовом рынке в августе этого года, я бы не стал
называть кризисом. Кризис -- это когда на рынке происходят какие-то
драматические события. В данном случае их не было. В результате августовских
событий рынок трансформировался. Я не буду говорить за других участников рынка,
но конкретно в нашем случае трансформации были благоприятными. Мы
проанализировали данные августа, и наша прибыль как абсолютно, так и
относительно выросла в сопоставлении с предыдущими месяцами.
-- На сколько именно?
-- Не скажу, коммерческая тайна. Однако в результате августовских событий мы
только выиграли. Во многом поэтому некоторые игроки сотового рынка заговорили о
том, что арест сотовых телефонов заказан "Евросетью". Это бредовые заявления. Мы
просто хорошо сориентировались в критической ситуации.
-- Как именно? Начали массовую скупку телефонов у других игроков рынка в
розницу?
-- Наша тактика на рынке -- это тоже коммерческая тайна. А по поводу того, что
якобы менеджерам салонов "Евросети" было дано указание в розницу скупать
телефоны у других игроков рынка, могу сказать, что мы покупали телефоны на
внутреннем рынке и до сих пор это делаем, однако закупаем оптовыми партиями. В
свою очередь наши конкуренты покупают телефоны у нас.
-- Какой в этом смысл, если телефоны просто циркулируют по внутреннему рынку?
-- Это только кажется, что в этом нет смысла. Дело в том, что у разных компаний
в одно и то же время может быть разный ассортимент. У нас может быть дефицит
определенных моделей телефонов, в то время как к другим продавцам партия именно
этих моделей только поступила и реализовать всю партию одна сеть в короткий срок
не может. Телефоны нужно "размазывать" по рынку. Поэтому у всех сотовых
ритейлеров периодически возникает необходимость покупать товар где-то на
стороне. В нашем случае это значит покупать у тех компаний, которые обычно не
являются нашими поставщиками.
-- Согласитесь, что августовские закупки проходили в нетрадиционных условиях...
-- Согласен. Однако от этого, как я уже говорил, мы только выиграли: кто первым
встал, того и тапки.
-- Кто же тогда проиграл в результате августовских событий? Некоторые эксперты,
например, говорили, что кризис должен был больно ударить по маленьким сетям, по
продавцам на рынках вроде "Горбушки"...
-- Нет, это не так. Рынки вроде Митинского и "Горбушки" сидят на "сером" ввозе,
а если кто-то везет партию телефонов в чемодане, это гораздо труднее пресечь на
таможне. А потому мелкие импортеры от августовской ситуации только выиграли.
Этой весной мы уже прижали мелких торговцев, и они эти самые чемоданы уже было
начали собирать, чтобы покинуть рынок. Однако теперь "чемоданный ввоз" будет
только расти. Он приблизится к уровню 10% от всех поставок телефонов на
российский рынок. Однако мелкие продавцы лицо рынка не определяют. А проиграли в
этой ситуации те, кто не успел сориентироваться, и прежде всего оптовики. Очень
многие заметные игроки на рынке поддались истерике, из-за чего цены взлетели
вверх, но на самом деле телефонов на рынке было в августе еще достаточно и
дефицит был во многом искусственным.
-- Тогда и рост цен на рынке был искусственным?
-- Нет. Изменилась закупочная цена на телефоны на внутреннем рынке, поэтому в
том числе и мы подняли розничные цены. Мы не благотворительная организация. Рост
цен составил до 30%.
-- Что будет с ценами дальше?
-- Рынок в целом трансформировался, и эта трансформация свидетельствует о
зрелости государства, о желании государства сделать рынок прозрачным. Это не
разовое мероприятие, а потому цены сохранятся на прежнем уровне. Вне зависимости
от сезонных колебаний.
-- Согласно новым правилам игры, статус участников внешнеэкономической
деятельности должны получить все участники сотового рынка, однако, насколько мне
известно, пока это сделала только компания Dixis...
-- Статус участника внешнеэкономической деятельности получается в результате
заключения первой сделки, в рамках которой партию телефонов непосредственно
импортирует сам ритейлер. Мы такой сделки еще не заключили и пока закупаем
телефоны на внутреннем рынке, однако к получению этого статуса мы
целенаправленно идем. Ориентировочно в четвертом квартале этого года компания
планировала начать внешнеэкономическую деятельность, и эти планы мы выполним.
Однако в один момент изменить договоры с более чем десятком вендоров, изменить
логистику, изменить внутренние финансовые схемы невозможно. Когда у компании
месячный оборот свыше $200 млн, нужно иметь больше здравомыслия. Мы перейдем на
новые принципы работы ориентировочно в октябре.
-- Следовательно, на подготовку вам потребовалось около двух месяцев?
-- Вообще-то решение о начале внешнеэкономической деятельности мы приняли еще в
марте этого года.
-- Однако все думают, что к переходу на прямой импорт сотовых ритейлеров
подтолкнули именно августовские события...
-- Можете не верить, но наши аналитики предполагали, что на рынке произойдет
такая трансформация. Правда, мы считали, что она произойдет ближе к концу года,
и такой удар мог быть действительно болезненным для рынка. Достаточно сказать,
что под Новый год розница продает во много раз больше, чем в обычные дни. А что
же касается наших планов, то тут у меня есть простой аргумент. Вы заметили, что
уже в сентябре на телевидении была запущена наша реклама, в которой говорилось о
том, что мы начинаем сами ввозить телефоны? Любая рекламная кампания должна
готовиться не менее чем за два-три месяца. Надо для нее время в эфире заказать,
а это делается заранее. Впрочем, мы планировали переход на ноябрь, ближе к
новогоднему буму. Расчет был таков, что нам потребуется дополнительно $50-70 млн
из оборотных затрат на такую перестройку, а их за один день не найдешь.
-- Эксперты говорят, что часть проблем с импортом ляжет на плечи производителей.
Например, известно о рекомендации таможенных органов производителям
предоставлять таможенникам прайс-листы по всей своей продукции, чтобы по этим
прайс-листам таможня могла правильно рассчитать налоговые пошлины. У экспертов
есть опасения, что производители могут не успевать с подачей таких документов на
таможню, и поставка груза в розничные сети будет задерживаться.
-- Это не наша проблема. Тот производитель, который не успеет подать все
необходимые документы на таможню, просто исчезнет с наших полок.
Коммерсант 21.09.05