14.12.09

Таможня отмечает 90-летний юбилей

Многочисленные архивные документы и исторические факты позволяют утверждать о более чем 400-летнем существовании на Кольском Севере таможенного дела, сообщает Пресс-служба ФТС РФ. По данным известного мурманского краеведа академика И.Ф. Ушакова, таможенное дело на Мурмане ведёт отсчёт с 1582 года, когда первый кольский воевода Палицын Аверкий Иванович устроил в Коле Гостиный двор, установил торговые весы и ввёл таможенный сбор. Однако, современная история Мурманской таможни ведёт своё начало с 1919 года после начала строительства на берегу незамерзающего Кольского залива морского порта, города и железной дороги, соединяющей Кольский полуостров с центральной Россией. За прошедшие 90 лет на долю Мурманской таможни выпало немало испытаний, однако Мурманская таможня не только выстояла, но и воспитала многочисленные кадры для таможенной службы страны. В годы Великой Отечественной войны Мурманская таможня была одной из немногих в стране, продолжавших напряжённо работать. Под гибельным огнём бомбёжек мурманские таможенники и оформляли важные для страны грузы, поступавшие по ленд-лизу, и боролись с контрабандой, и вместе с портовиками ремонтировали и восстанавливали разрушенные портовые причалы. В послевоенное лихолетье таможенники вместе с остальными горожанами восстанавливали полностью разбомблённый город, продолжая нести государственную службу. Именно тогда происходило становление Мурманской таможни как самостоятельного таможенного органа, нарабатывался опыт и мастерство, закладывались традиции, которые современные таможенники бережно хранят и преумножают, не прекращая связи поколений.

Сегодня регион деятельности Мурманской таможни охватывает весь Кольский полуостров, а это 144,9 тысяч квадратных километров. Протяжённость сухопутной границы - 538 км, морской границы – 608 км. В регионе расположены несколько крупных промышленных градообразующих предприятий, таких как Кольская ГМК, Кандалакшский алюминиевый завод, ОАО Апатит - Кировский филиал ФосАгро и другие. В зоне деятельности таможни находятся две государственные границы – норвежская и финляндская, последняя является границей Евросоюза. Мурманск – самый крупный в мире незамерзающий морской порт, что позволяет круглогодично обрабатывать сотни морских судов из различных стран мира.

90 лет назад штатная численность вновь учреждённой Мурманской таможни составляла 25 человек, сегодня личный состав объединяет в своих рядах более шестисот таможенников. Изменилась и структура заполярной таможни, в настоящее время в её составе 47 структурных подразделений и 10 таможенных постов, из них 3 автомобильных пункта пропуска. Такое увеличение было обусловлено значительными изменениями в задачах и компетенции таможенной службы на Мурмане в конце 20-го - начале 21 веков.

Уникальность Мурманской таможни как таможенной структуры заключается в том, что на сегодняшний день она осуществляет таможенный контроль товаров, прибывающих на территорию России морским, воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом согласно таможенной статистике 86% внешнеторговых грузов прибывает на территорию Мурманской области морским транспортом. Мурманская область является экспортно-ориентированным регионом, в котором в свою очередь преобладает экспорт минерального сырья. Так, на текущий момент 2009 года из региона деятельности Мурманской таможни вывезено более 10 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов.

По итогам деятельности за 11 месяцев текущего года Мурманской таможней перечислено в бюджет страны более 65,9 миллиардов рублей, пропущены через границу более 16 миллионов тонн внешнеторговых грузов, оформлено более 8000 ГТД, возбуждено 860 дел об административных правонарушениях и 72 уголовных дела.

VCH.RU ; 14.12.09