22.06.10

Таможенный кодекс Таможенного союза еще не действует, но уже изменен

Федеральным законом от 02.06.2010 № 114-ФЗ Россия ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.

Незадолго до этого протоколом от 16.04.2010 в Таможенный кодекс Таможенного союза были внесены изменения. Остановимся на существенных моментах нового Таможенного кодекса Таможенного Союза, откорректированного протоколом.

Основы нормативного регулирования в Таможенном союзе установлены ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Прежняя редакция ч. 2 ст. 1 ТК ТС гласила, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - законодательством государств - членов ТС. Такая формулировка не определяла четких границ между союзным и национальным законодательством, а лишь намекала на приоритетность международного законодательства. Этот недочет устранен. Теперь согласно ч. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - исходя из законодательства государств - членов ТС, но только до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС.

Уполномоченные экономические операторы

Для уполномоченных экономических операторов подкорректировали положения о внесении обеспечения.

Напомним, что уполномоченные экономические операторы - это новый для России институт. Таковыми согласно ст. 38 ТК ТС признаются юрлица, которым разрешено использовать упрощенные процедуры (хранить товар на своем складе, выпускать товар до подачи ГТД и проч.), перечисленные в ст. 41 ТК ТС.

Итак, исходя из прежней редакции подп. 1 ст. 39 ТК ТС для получения льгот по таможенному оформлению уполномоченные экономические операторы обязаны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро.

Такая формулировка допускает различные трактовки. Например, одни считали, что обеспечение должно быть не менее 1 млн евро, но может быть и больше, если сама страна - участница Союза это установит.

Подобное разночтение устранено. Теперь в ст. 39 ТК ТС четко сказано, что уполномоченный экономический оператор обязан предоставить обеспечение на сумму, эквивалентную 1 млн евро.

Кроме того, из общего правила предусмотрено исключение. Согласно дополнению к ст. 39 ТК ТС экспортеры товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при соответствии критериям, определенным решением Комиссии ТС, должны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро.

Страна происхождения товаров

Вопросы определения страны происхождения товаров отданы на откуп национальным законодательствам. Прежняя редакция ч. 3 ст. 58 ТК ТС гласила, что страна происхождения товаров определяется на основании международных договоров государств - членов ТС, регулирующих правила определения страны происхождения товаров. С этой целью были подписаны соглашения между правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" и от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран".

Однако в соответствии с новой редакцией указанной нормы страна товаров, происходящих с территории государства - члена ТС, определяется по законодательству такого государства - члена ТС, если иное не установлено международными договорами.

Иными словами, если товар происходит с территории страны - участницы ТС, то страна его происхождения определяется законодательством этого государства. Если товар иностранный, страна его происхождения определяется на основании подписанных международных соглашений.

Таможенная стоимость

При ввозе товаров на территорию ТС их таможенная стоимость определяется в соответствии с договором стран-участниц. А вот при вывозе - по законодательству государства - члена ТС, таможенным органом которого выпущены товары (ч. 1 ст. 64 ТК ТС).

Выпуск товара в данном случае сформулирован как законченное действие, в то время как таможенная стоимость определяется до выпуска. Налицо противоречие.

Кроме того, что считать выпускающим таможенным органом? Таможню, оформившую транзит на границе, или внутреннюю таможню другого государства, которая осуществляет основное оформление?

В этот пункт внесено уточнение: теперь таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Авансовые платежи

Этот понятный и привычный институт также был изменен. Согласно прежней редакции ч. 1 ст. 73 ТК ТС авансовыми платежами признавались денежные средства, уплаченные и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов ТС.

Теперь авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов ТС. Иными словами, авансовые платежи возможны только при вывозе товаров.

Экономика и жизнь 22.06.10