20.10.11

Таможенники и бизнесмены обсудили актуальные вопросы

18 октября 2011 года состоялось очередное заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Южном таможенном управлении, в котором помимо руководства ЮТУ и ряда таможен, приняли участие таможенные представители, крупнейшие перевозчики и участники внешнеэкономической деятельности. Открыл мероприятие начальник Южного таможенного управления Александр Гетман.

Повестка дня включала вопросы, связанные с применением норм законодательства Таможенного союза и национального таможенного законодательства в области таможенного дела, касающиеся таможенных платежей, а также с судебной практикой по результатам мониторинга применения таможенного законодательства Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

С докладом по первому вопросу выступила и.о. заместителя начальника ЮТУ – начальника службы федеральных таможенных доходов Елена Ухова, отметившая, что тема ее доклада вызывает наибольшее количество вопросов у представителей бизнеса. Правовое регулирование в этой области претерпело значительные изменения. При этом обозначенные вопросы взимания и взыскания таможенных платежей, лежащие в плоскости таможенного законодательства, самым тесным образом переплетены с применением гражданского, налогового законодательства, законодательства об исполнительном производстве. Эти сферы законодательства в настоящий момент в государствах-участниках Таможенного союза унифицированы не в полной мере, что зачастую и является причиной возникновения вопросов, кающихся начисления, взимания и взыскания таможенных платежей.

Е. Ухова остановилась, прежде всего, на концептуальных изменениях в законодательстве РФ, касающихся регламентации начисления и взимания таможенных сборов за таможенные операции. Ссылаясь на письмо ФТС России от 30.09.2011 № 01-11/47500, она подробно разъяснила порядок применения постановления Правительства РФ от 31.08.2011 № 724, вступившего в силу с 1 октября т.г., которым внесены изменения в постановление Правительства «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (от 28.12.2004 № 863).

Докладчиком были разъяснены положения о так называемых «фиксированных» ставках таможенных сборов за таможенные операции при подаче временной таможенной декларации; об установлении специальной нормы таможенных сборов за таможенные операции при помещении под таможенные процедуры экспорта или временного вывоза товаров, классифицируемых в диапазоне товарных групп 84 - 90 единой ТН ВЭД Таможенного союза; о внесении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также порядке определения размера обеспечения; об изменении срока осуществления таможенными органами контроля за условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.

Далее присутствующим были разъяснены положения вступившего в силу с 18.08.2011 года Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». Этим Решением утвержден порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин для отдельных категорий товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза. Порядок, в том числе, содержит положения, касающиеся освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд).

Кроме того, Елена Ухова рассказала о последовательности действий участников ВЭД при обращении в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете денежных средств), а также остановилась на вопросах взыскания задолженности.

Завершая свое выступление, Елена Владиславовна отметила, что «значительное, масштабное обновление нормативной базы, регулирующей правоотношения, возникающие между таможенным органом и участником ВЭД в условиях функционирования Таможенного союза, в том числе в части вопросов, связанных с начислением, взиманием и взысканием таможенных платежей – вещь объективная, и взаимодействие таможни и бизнеса должно строиться на качественно ином уровне. Безусловно, законодателю при разработке отдельных нормативно - правовых актов не удалось избежать недостатков и пробелов. Но в целом общая тенденция нового таможенного законодательства сводится к оптимизации взаимодействия таможни и бизнеса, и я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет способствовать улучшению взаимопонимания и снимет, возможно, отдельные вопросы и проблемы, которые могли бы возникнуть в будущем».

О проблемных вопросах судебной практики по результатам мониторинга применения таможенного законодательства Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» рассказал в своем докладе заместитель начальника ЮТУ – начальник правовой службы Виктор Яровой.

Докладчик отметил, что Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы ещё не полностью завершилась. Однако ФТС России были предприняты серьезные усилия по целому ряду направлений, что позволило в целом обеспечить плавный переход к применению нового законодательства. А разработка Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» стала важным шагом на пути приведения российского таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза.

В. Яровой подчеркнул, что большинство нововведений, внесенных в таможенное законодательство Российской Федерации Федеральным законом, направлено на упрощение и ускорение таможенных операций при условии недопущения снижения эффективности таможенного контроля при формировании единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана. Для участников внешнеэкономической деятельности совершенствование таможенного регулирования выражается, в первую очередь, в создании механизма упрощения прохождения таможенных формальностей.

В то же время практика применения правовой базы Таможенного союза выявила ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего урегулирования путем внесения в Таможенный кодекс Таможенного союза и в международные договоры государств-членов Таможенного союза изменений, как технического характера, так и по существу. Например, в части, касающейся конкретизации сроков уплаты таможенных платежей при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, а также при недостоверном декларировании; установления норм, регулирующих порядок определения таможенной стоимости до фактического ввоза товаров, предусмотренного статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза; урегулирования вопросов, связанных с применением системы управления рисками, с учетом принципиальных различий в нормативно-правовом, организационном, методическом и информационно-техническом обеспечении в государствах-членах Таможенного союза.

Основная часть перечисленных вопросов является следствием общей проблемы функционирования Таможенного союза – отсутствия унификации таких важнейших институтов, как порядок уплаты таможенных платежей, применение ставок таможенных пошлин и налогов, тарифных преференций, льгот по уплате налогов, применения вывозных таможенных пошлин.

Виктор Яровой также отметил, что в настоящее время актуальными являются проблемы судебной практики применения законодательства Таможенного союза. За истекший период 2011 года судебными органами рассмотрено 2420 судебных дел по спорам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений. Из них, 615 судебных дел рассмотрено в пользу таможенных органов, 1805 дел – не в пользу. Наиболее распространенными категориями споров являются: споры, связанные с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости – 1464 судебных дела (1445 судебных дел рассмотрено не в пользу таможенных органов, 19 дел – в пользу); споры об обжаловании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности – 408 судебных дел (171 судебное дело рассмотрено не в пользу таможенных органов, 237 дел – в пользу); споры, связанные с обжалованием решений таможенных органов о классификации товаров по ТН ВЭД – 84 судебных дела (74 судебных дела рассмотрено не в пользу таможенных органов, 10 дел – в пользу).

По мнению В. Ярового, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, «для нивелирования возникающих вопросов практики применения таможенного законодательства Таможенного союза, необходимо выйти на новый уровень сотрудничества между таможенными органами и участниками ВЭД, позволяющий выявлять проблемные моменты, обсуждать и реализовывать пути разрешения существующих противоречий, по возможности, исключая обращения с исковыми заявлениями в судебные органы».

Подводя итоги заседания, начальник ЮТУ Александр Гетман выразил уверенность, что и в следующем году Консультативный совет будет эффективно выполнять свои функции (доведение позиции таможенных органов до руководителей предприятий и организаций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, с одной стороны, а с другой – информирование таможенников о проблемах, которые требуется обсудить и решить на этой дискуссионной площадке), а также предложил ввести в практику работы Совета выступление представителей бизнес-сообщества содокладчиками по заявленным в повестке дня темам.

Пресс-служба ФТС РФ