08.10.13

Таможенники Дальнего Востока обсудили актуальные вопросы деятельности

Во Владивостоке состоялось заседание коллегии Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) под председательством начальника ДВТУ Сергея Пашко, сообщает Пресс-служба ДВТУ. В заседании коллегии приняли участие заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий ФТС России Елена Бормотова, начальник отдела организации таможенного оформления и контроля в пунктах пропуска Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергей Шкляев, руководство ДВТУ и таможенных органов ДФО.

На заседании коллегии ДВТУ было рассмотрено три вопроса:

- о сокращении сроков нахождения ввозимых товаров в морских портах за счет оптимизации совершения таможенных операций и организации взаимодействия участников технологического процесса перевалки грузов в порту;
- о повышении эффективности проведения таможенных экспертиз;
- о результатах работы таможенных органов региона в 2013 году по выявлению, пресечению нарушений таможенного законодательства и привлечению лиц к административной ответственности.

С докладом по первому вопросу выступил начальник службы организации таможенного контроля ДВТУ Владимир Теремецкий, с содокладом - начальник Находкинской таможни Сергей Дудка. Во исполнение «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» и Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, ФТС России и ДВТУ принято решение о проведении эксперимента, нацеленного на сокращение сроков нахождения подконтрольных таможенному органу товаров на территории морского порта. Площадкой для эксперимента выбран контейнерный терминал ООО «Восточная стивидорная компания», расположенный на территории морского порта Восточный.

Одним из важных элементов оптимизации таможенных операций в рамках эксперимента является развитие системы предварительного информирования при перевозках товаров морским транспортом. Объективным исходом развития системы предварительного информирования видится введение её обязательного применения на морском транспорте.

В ходе проводимого эксперимента получила новый импульс для развития система бесконтактного (документального) оформления судов, опирающаяся в полном объеме на предварительное информирование. Документальное оформление судов с грузами на прибытие заметно сократило время совершения операций прибытия в отношении судна (с 1,5 часов до 20-30 минут).

Коллегия ДВТУ отметила, что наиболее эффективным способом сокращения сроков нахождения подконтрольных таможенному органу товаров в порту является внедрение технологии предварительного декларирования в отношении товаров, перевозимых морским транспортом. Данная технология дает возможность осуществлять выгрузку товаров с борта морского судна непосредственно на транспортные средства, вывозящие задекларированный товар с территории порта. Применение технологии предварительного декларирования не просто минимизирует время совершения таможенных операций, но и снимет вопросы, связанные с необходимостью размещения товаров на временное хранение.

Между тем, вопрос обеспечения своевременного вывоза контейнеров с территории порта является сегодня наиболее болезненным. Но он от таможенных органов напрямую не зависит и находится в плоскости взаимодействия самостоятельных хозяйствующих субъектов: экспедиторов, декларантов, оператора морского терминала и перевозчиков. Выходом из ситуации стала разработка Единого технологического процесса, который организует взаимодействие ООО «Восточная стивидорная компания», экспедиторов, судовых (грузовых) агентов, декларантов, ДВЖД – филиала ОАО «РЖД», таможенного поста Морской порт Восточный и отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Находкинской таможни. Единый технологический процесс обозначил роли всех участников эксперимента и сроки совершения ими различных операций, а также определил оптимально минимальное время нахождения контейнеров с товарами в порту.

Такая оптимизация совершения операций создает реальные условия для сокращения временных затрат. Однако не гарантирует результат, если бизнес-сообщество не заинтересовано в этом и не прилагает усилий для оперативной обработки судов и перемещаемых на них грузов в морских портах.

Таким образом, достижение поставленных Правительством Российской Федерации задач, реализуемых в рамках проводимого эксперимента, позволит увеличить возможности морских портов по наращиванию грузооборота, поспособствует повышению их конкурентоспособности и привлекательности для участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц. В последующем наработанный в ходе эксперимента опыт ускоренного совершения таможенных операций и процедур, а также организация надлежащего взаимодействия заинтересованных лиц в оптимизации операций по обработке морских судов, может быть применим в других морских портах Дальнего Востока.

Обсудив доклады, коллегия ДВТУ признала приоритетной задачу сокращения сроков нахождения ввозимых товаров в морских портах за счет оптимизации совершения таможенных операций и организации взаимодействия участников технологического процесса перевалки грузов в порту. Кроме того, решено внести в ФТС России предложение о включении Владивостокского контейнерного терминала ОАО «Владивостокский морской торговый порт», администрируемого таможенным постом Морской порт Владивосток Владивостокской таможни, в эксперимент по оптимизации сроков нахождения контейнеров с товарами в морских портах.

О работе по повышению эффективности проведения таможенных экспертиз доложили начальник Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток (ЭКС – филиал ЦЭКТУ г. Владивосток) Константин Бондарев, начальник службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Андрей Хлызов, а также руководители Уссурийской и Камчатской таможен.

Согласно Концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года, в структуре ЭКС – филиала ЦЭКТУ г. Владивосток созданы выносные подразделения (экспертно-исследовательские отделы) в местах, приближенных к государственной границе. Создание новых выносных подразделений позволило сократить сроки проведения экспертиз, минимизировать затраты таможенных органов, связанные с привлечением специалистов и экспертов сторонних организаций.

За 8 месяцев 2013 года ЭКС – филиалом ЦЭКТУ г. Владивосток для таможенных органов региона проведено 2 999 таможенных экспертиз, что выше показателя аналогичного периода 2012 года на 65%. Увеличилась результативность: на 59% возросло количество таможенных экспертиз, по результатам которых выявлены признаки нарушения таможенного законодательства, в 4 раза выросла сумма таможенных платежей, доначисленных по результатам проведенных таможенных экспертиз (8 месяцев 2012 года – 78 млн рублей, 8 месяцев 2013 года – 316 млн рублей).

Основные нарушения, выявляемые при проведении таможенных экспертиз, связаны с недостоверной классификацией товаров, с нарушением прав интеллектуальной собственности, с занижением таможенной стоимости, с несоблюдением запретов и ограничений, с подделкой реквизитов документов.

В ходе обсуждения вопроса коллегия ДВТУ решила продолжить работу по повышению эффективности проведения таможенных экспертиз, в том числе за счет повышения качества взаимодействия таможенных органов Дальневосточного региона с Экспертно-криминалистической службой – региональным филиалом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток.

О результатах работы таможенных органов Дальневосточного региона в 2013 году по выявлению, пресечению нарушений таможенного законодательства и привлечению лиц к административной ответственности коллегии доложили заместитель начальника Дальневосточной оперативной таможни Дмитрий Полулях и начальники Владивостокской и Хабаровской таможен.

Дмитрий Полулях отметил, что правоохранительная деятельность таможен региона может быть оценена положительно. Так, контрольный показатель эффективности деятельности по данному направлению выполняется всеми таможнями Дальневосточного региона. Качество административного производства находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты рассмотрения дел административных правонарушениях судами и обжалования решений о привлечении лиц к ответственности в суд. В 1 полугодии 2013 года в 94% случаев судами приняты решения о привлечении лиц к административной ответственности и в 70% - постановления таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности признаны законными и обоснованными.

О положительной динамике соблюдения законности при привлечении к административной ответственности свидетельствует низкий показатель количества решений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, который, в среднем по региону, составляет 3,9%, а также отмечается его снижение на протяжении последних пяти лет.

Одновременно с этим сохраняются замечания к некоторым дальневосточным таможням по вопросам выявления, пресечения нарушений таможенного законодательства. Так, в первом полугодии 2013 года таможнями региона возбуждено 3021 дело об административных правонарушениях, что на 22% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

В целях повышения эффективности деятельности таможенных органов Дальневосточного региона по выявлению и пресечению административных правонарушений в области таможенного дела, соблюдения законности в таможенных органах при производстве по делам об административных правонарушениях и привлечения лиц к административной ответственности коллегия ДВТУ решила усилить контроль на всех этапах административного производства, исключив факты нарушений таможенного законодательства.

В завершение заседания коллегии ДВТУ заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов отметил актуальность и важность рассмотренных на заседании вопросов. Решения, которые были приняты коллегией ДВТУ, позволят существенно улучшить качество работы дальневосточных таможенников. Это тем более важно, что сегодня руководство нашей страны уделяет большое внимание Дальневосточному федеральному округу. И это не сиюминутный интерес, и не PR-акция. Роль Дальнего Востока России возрастает в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Естественно, что возрастает и роль таможенных органов Дальневосточного таможенного управления как основного инструмента регулирования внешней торговли.

VCH.RU