08.10.12

Совместное заседание коллегии ЦТУ и СЗТУ

В Выборге прошло совместное заседание коллегий Северо-Западного и Центрального таможенных управлений. Как сообщает Пресс-служба ЦТУ, в его работе приняли участие: первый заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин, начальник Северо-Западного таможенного управления Назип Галикеев, начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов, Северо-Западный транспортный прокурор Олег Колесов, Московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков, представители Пограничного управления ФСБ России, руководители филиалов Росграницы и Росгранстроя.

На заседании рассматривались проблемные вопросы, влияющие на работу многосторонних автомобильных пунктов пропуска (МАПП) и расположенных в них таможенных постов, которые находятся в регионах деятельности таможенных органов Северо-Западного и Центрального таможенных управлений.

Как отметил в своем докладе первый заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления по таможенному контролю Юрий Лямкин, в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) находится 11 субъектов Российской Федерации. Протяженность участка внешней Государственной границы Российской Федерации в регионе деятельности управления - 2 тысячи 997 км. В основном это участки границы со странами ЕС, расположенные в регионах деятельности 9 пограничных таможен.

В Северо-Западном регионе находится 34 автомобильных пункта пропуска, из которых 26 действующих. В том числе 24 многосторонних (МАПП) (действующих - 22) и 10 двусторонних (действующих - 4) пунктов пропуска.

В 2011 году количество грузовых транспортных средств, проследовавших через МАПП, увеличилось по сравнению с 2009 годом на 17,4 %, нагрузка на пассажирском направлении возросла на 40 %. За 8 месяцев этого года российскую границу со странами ЕС пересекли более 649 тысяч грузовиков, 4 млн 908 тысяч легковых транспортных средств. Только участок российко-финляндской границы за год пересекают свыше 10 миллионов граждан.

Первый заместитель начальника Центрального таможенного управления Дмитрий Шмарлин подробно рассказал участникам коллегии о проблемах, влияющих на работу многосторонних автомобильных пунктов пропуска и расположенных в них таможенных постов.

В регионе деятельности Центрального таможенного управления (ЦТУ) функционируют 10 МАПП, расположенных в регионе деятельности Белгородской, Брянской, Воронежской и Курской таможен. В 1 полугодии 2012 года через МАПП, расположенные в регионе деятельности ЦТУ, проследовало более 200 тысяч грузовых и 1 миллиона легковых транспортных средств, около 25 тысяч автобусов и почти 4 миллиона физических лиц.

Как было отмечено, для лиц, пересекающих таможенную границу, главным критерием оценки работы таможенных органов является время, затрачиваемое на прохождение контроля в пункте пропуска. Наиболее остро ставится вопрос сокращения времени проведения государственного контроля именно в многосторонних автомобильных пунктах пропуска.

На пропускную способность МАПП большое влияние оказывает уровень их обустройства и оснащения, который влияет на скорость и качество работы таможенных органов, и напрямую отражается на уровне удобства и комфорта при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования и участниками внешнеэкономической деятельности.

Однако практика эксплуатации МАПП в последние годы особенно остро выявила целый ряд типичных для таможенных органов Центрального и Северо-Западного регионов проблем.

Условно их можно объединить в следующие группы: инфраструктурные, информационно-технические, нормативно-правовые, организационные и кадровые. Это и несовершенство инфраструктуры МАППов (60 % МАПП введены в эксплуатацию в 90-е годы), нехватка полос контроля, недостаточность площадей, предназначенных для размещения транспортных средств, отсутствие оборудованных площадок для работы инспекционно-досмотровых комплексов, нехватка, нерационального размещения и недооборудования помещений для должностных лиц, осуществляющих таможенный и иные виды государственного контроля, ненадлежащий уровень бытовых условий и обеспечения резервного электроснабжения, отсутствие в полном объеме необходимого весового оборудования, погрузоразгрузочной техники, ненадлежащий уровень оснащения информационно-техническими средствами и несовершенство каналов связи, используемых для передачи данных,

В ходе заседания в числе актуальных проблем, характерных для таможенных органов Центрального и Северо-Западного регионов, была названа также кадровая: нехватка штатных единиц на таможенных постах пограничных таможен. Штаты пограничных таможенных органов не увеличились пропорционально росту объемов перевозок и дополнительно возлагаемым на таможенные органы функциям.

Об основных факторах, влияющие на пропускную способность МАПП, и путях повышения эффективности таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу автомобильным транспортом в своем выступлении рассказал начальник Выборгской таможни генерал-майор таможенной службы Николай Косяченко.

Российско-финляндский участок границы, расположенный в зоне деятельности Выборгской таможни, является одним из самых загруженных на Северо-Западе. Только за 8 месяцев 2012 года через МАПП Торфяновка, Брусничное и Светогорск перемещено и оформлено 436 068 грузовых автотранспортных средств. К образованию очередей здесь приводят как состояние дорог, подъездных путей, наличие или отсутствие накопителей грузового и легкового автотранспорта, сервисных зон, объектов социально-бытовой инфраструктуры, так и расположение портов Хамина, Котка, Вуосари, Хельсинки в непосредственной близости от трассы «Скандинавия» и пункта пропуска Торфяновка, а также цикличность прибытия транспортных средств, связанная с режимом работы портов.

Примером комплексного подхода к формированию логистики перемещения различных товаров, позволяющей обеспечить равномерную нагрузку на автомобильные пункты пропуска по отдельным категориям товаров, может служить реализация Постановления Правительства РФ, в соответствии с которым потоки автомобилевозов с МАПП Торфяновка переведены на менее загруженные МАПП Брусничное и Светогорск.

В числе проблем, влияющих на пропускную способность МАПП, на коллегии были названы информационные технологии таможенного оформления и иных видов государственного контроля. Должностные лица таможенных постов на грузовом направлении используют в работе 9 программных продуктов, большинство из которых не связаны друг с другом. Отдельные программы не информативны и не позволяют проводить полноценный анализ деятельности поста в целом. Все это существенно увеличивает время оформления.

Реализация Концепции создания межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска, позволит исключить дублирование одинаковых сведений у различных государственных контрольных органов.

О результатах внедрения обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, и выявленных проблемах, рассказал начальник Брянской таможни Раймондас Петровас.

Несмотря на наличие трудностей, таможенные органы Центрального таможенного управления, расположенные в пунктах пропуска, успешно выполняют возложенные на них функции и задачи. Об этом свидетельствуют итоги первых месяцев работы в условиях введения обязательного предварительного информирования и благополучное проведение мероприятий по обеспечению совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через российско-украинский участок государственной границы в период проведения Чемпионата Европы по футболу.

В то же время, только комплексный подход позволит кардинально сократить сроки проведения государственного контроля в пунктах пропуска, а также создаст условия для совершения в МАПП таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, в соответствии с заявленной таможенной процедурой при их ввозе на таможенную территорию Таможенного союза, что предусмотрено «Дорожной картой».

В докладе начальника Калининградской областной таможни генерал-майора таможенной службы Александра Кочнова по проблемным вопросам в МАПП на пассажирском направлении были предложены пути оптимизации и совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, В частности, сократить время совершения операций в пункте пропуска возможно при условии законодательного закрепления принципа одной остановки и однократного осмотра транспортного средства в пункте пропуска пограничной службой с обязательным информированием таможенного инспектора о необходимости проведения таможенного контроля при выявлении товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Такой опыт уже есть в Республике Польша и Республике Беларусь.

Начальник Белгородской таможни Анатолий Ушаков в своем выступлении сообщил о том, что одним из резервов сокращения времени государственного контроля в МАПП является фактическая реализация возможности осуществления совместного контроля должностными лицами российских и украинских контролирующих органов с размещением их на территории российского пункта пропуска. Такая возможность предусмотрена Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на российско-украинской государственной границе, подписанным 18 октября 2011 года в г. Донецке.

Как отмечалось на заседании, имеется целый ряд проблем, возникающих в ходе взаимодействия с территориальными управлениями Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) и филиалами Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой). Их задача - обеспечивать функционирование МАПП, создавать условия для деятельности таможенных органов.

Примером недооценки важности вопроса поддержания высокого уровня пропускной способности в МАПП со стороны Росграницы и ФГКУ Росгранстрой может служить невыполнение работ по оборудованию дополнительных рабочих мест для должностных лиц Выборгской таможни в залах оформления грузового транспорта.

Особая роль отводится Росгранице и ФГУ Росгранстрой в вопросах организации и проведении реконструкции существующих пунктов пропуска, приема на баланс вновь построенных МАПП. К сожалению, на сегодняшний день вопросы реконструкции МАПП Брусничное и МАПП Светогорск не рассматриваются. По новым МАПП Крупец и Суджа ЦТУ, (строительство завершено в 2009 и 2010 году, соответственно), Курская таможня до сих пор является балансосодержателем имущества, которое должно быть передано Росгранице, осуществляет техническую эксплуатацию, техническое обслуживание комплекса информационно-технических средств МАПП, несет расходы по оплате эксплуатационных услуг в условиях ограниченного финансирования.

К положительному моменту можно отнести принятое СЗТУ Росграницы решение о частичной реконструкции легкового направления МАПП Торфяновка.

В завершение обсуждения на коллегии было отмечено, что существенное увеличение уровня пропускной способности МАПП можно достичь только при условии комплексного подхода к решению проблемных вопросов межведомственного характера в сжатые сроки при условии конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

VCH.RU