07.06.08

Следим за соблюдением закона вместе

Седьмая глава Таможенного кодекса Российской Федерации говорит нам о том, что у любого, кто считает, что пострадал от противозаконных действий должностных лиц таможенных органов, есть право подать жалобу. Кроме того, можно обжаловать и бездействие таможенного органа, если им соответствующее решение не было принято, а действие не выполнено в установленные законом сроки.

Подать жалобу на решения, действия (бездействие) таможенных органов можно в течение трех месяцев с того момента, когда лицу стало известно о таком решении, действии, (бездействии). Если трехмесячный срок оказался пропущен, то при уважительности такого пропуска он подлежит восстановлению.

Порядок обжалования прост:

- действия должностного лица таможенного поста обжалуются начальнику таможенного поста,

- действия начальника таможенного поста или самого таможенного поста – начальнику таможни, которой этот таможенный пост подчинен. Магнитогорской таможней рассматриваются жалобы на решения, действия (бездействие) Магнитогорского железнодорожного, Карталинского, Николаевского, Брединского таможенных постов и таможенного поста Аэропорт Магнитогорск, а также их начальников.

При необходимости обжаловать действия должностных лиц Магнитогорской таможни, жалоба подается начальнику Магнитогорской таможни, а действия самой таможни и ее начальника можно обжаловать в Уральское таможенное управление. При этом жалоба может быть подана в Магнитогорскую таможню, после чего она будет направлена по подведомственности в Уральское таможенное управление.

Жалобы могут подаваться в письменной и в устной формах. В устной форме можно пожаловаться, если вопрос касается перемещения товаров на сумму не более 1,5 млн. рублей и/или одного транспортного средства. В подтверждение того, что жалоба была рассмотрена и по ней было принято решение, лицо на основании требований статьи 57 Таможенного кодекса Российской Федерации может требовать составления акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке. Во всех остальных случаях необходимо письменно изложить свое несогласие с таможенным органом.

Требования к жалобе установлены статьей 50 Таможенного кодекса Российской Федерации и они просты. Необходимо указать наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются, фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение и существо обжалуемых решения, действия (бездействия), подпись. Лицо может оспаривать те решения, действия (бездействие), которые нарушили исключительно его законные интересы, если же лицо защищает права другого лица, необходимо иметь нотариально удостоверенную доверенность.

В таможне рассмотрение жалоб входит в полномочия начальника таможни, а для установления фактически значимых обстоятельств привлекаются должностные лица правового подразделения и иных структурных подразделений таможни. Таким образом, работа с жалобами лиц проводится независимым коллегиальным органом таможни. Если подается жалоба на решение (действие) Магнитогорской таможни в Уральское таможенное управление, то она будет рассмотрена его начальником – Сорокиным Владимиром Александровичем, а проверку фактов, изложенных в жалобе, проведут должностные лица специализированного подразделения – отдела контроля соблюдения законодательства при рассмотрении жалоб.

Существует также иной способ обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц – судебный, когда юридическими лицами подаются жалобы в Арбитражный суд, а физическими – в суды общей юрисдикции.

Таможенными органами все жалобы рассматриваются бесплатно, тогда как жалобы в суд облагаются государственной пошлиной. Одним из преимуществ ведомственного обжалования (т.е. обжалования в вышестоящий таможенный орган или вышестоящему должностному лицу) являются сроки рассмотрения жалоб. Так, письменная жалоба рассматривается соответствующим таможенным органом или должностным лицом в течение одного месяца, устная жалоба – безотлагательно. По результатам рассмотрения жалобы лица ее требования могут быть признаны правомерными и удовлетворены, либо лицу может быть отказано в удовлетворении жалобы. Судебная процедура рассмотрения спора требует более длительного времени. Кроме того, подача жалобы в ведомственном порядке не исключает последующего обращения в суд, если жалоба не будет удовлетворена.

Неприменима к таможенным органам пословица «рука руку моет». Как показывает практика, жалобы на Магнитогорскую таможню рассматриваются Уральским таможенным управлением достаточно скрупулезно. При наличии признаков, указывающих на неправомерность должностных лиц таможни в обжалуемых действиях, такие действия признаются незаконными и отменяются, а права пострадавшего лица восстанавливаются.

Жалобы на решения, действия (бездействие) Магнитогорского железнодорожного таможенного поста, Карталинского таможенного поста, таможенного поста Аэропорт Магнитогорск, двухсторонних автомобильных пунктов пропуска Брединский и Николаевский, и их начальников, а также на должностных лиц самой таможни, подаются на имя начальника Магнитогорской таможни, Б.А. Седельникова по адресу: ул. Советская, д. 42, г.Магнитогорск, 455000.

Жалобы на действия Магнитогорской таможни и ее начальника направляются на имя начальника Уральского таможенного управления, генерал-лейтенанта таможенной службы В.А. Сорокина по адресу – ул. Шейнкмана, д.31, г. Екатеринбург, 343000.

Если Вы подадите жалобу на Магнитогорскую таможню, либо его начальника в саму таможню, то она будет направлена в Уральское таможенное управление для рассмотрения по подведомственности.

Александр Раменский, Главный государственный таможенный инспектор правового отдела Магнитогорской таможни 06.06.2008