07.08.23

Северный морской путь поможет развитию российской экономики

В конце июля правительство РФ расширило программу субсидирования перевозок по Северному морскому пути (СМП). Теперь ее участники смогут использовать в своих маршрутах еще два порта - Архангельск и Находку, а также привлекать к перевозкам суда по договору фрахта. Это сделает перевозку грузов по СМП более выгодной и востребованной для грузоотправителей.

Сообщить об опечатке

Развитие Севморпути - один из наиболее масштабных современных проектов России. Он открывает новые возможности для транспортировки нефти, газа и других полезных ископаемых, а также для развития арктических территорий.

Предполагается, что в этом году по СМП будет перевезено 36 миллионов тонн грузов - такой целевой показатель заложен в федеральном проекте "Развитие Северного морского пути". В прошлом году план (32 миллиона тонн) был перевыполнен на 2,1 миллиона тонн. Но настоящий прорыв ожидается в 2024-м - увеличение грузооборота до 80 миллионов. Дальше - больше: утвержденная правительством инициатива "Круглогодичный Севморпуть" предполагает, что к 2030 году объем грузоперевозок по СМП вырастет до 150 миллионов тонн.

Богатства Арктики

Откуда возьмутся такие объемы? В первую очередь, за счет увеличения добычи полезных ископаемых и производства сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике. Сегодня большую часть транспортируемых по Севморпути грузов составляют углеводороды. К примеру, в 2022 году, по информации "Росатома", было перевезено 20,5 миллиона тонн СПГ и газоконденсата, 7,2 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. Из других полезных ископаемых можно отметить 295 тысяч тонн угля и 43,5 тысячи тонн рудоконцентрата (данные на середину декабря 2022-го).

Добыча сырья и производство в северных широтах будут расти, что подтверждают соглашения, заключенные Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и госкорпорацией "Росатом" с компаниями, которые реализуют свои проекты на Крайнем Севере.

"Ведущие арктические компании - "Новатэк", "Восток Ойл", "Газпромнефть", "Норникель", "Баимская", "Северная звезда" - подписались под целевыми объемами грузов. В соответствии с соглашениями только эти компании должны поставить на СМП не менее 30 миллионов тонн в нынешнем году, в 2024-м - не менее 71 миллиона тонн, в 2030-м - более 190 миллионов тонн", - сообщил глава минвостокразвития Алексей Чекунков на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства.

Таким образом, развитие Севморпути - не самоцель, а необходимость, связанная с активным освоением отечественными компаниями арктических запасов полезных ископаемых. "С учетом северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов стоит задача к 2026 году обеспечить провозную способность на уровне 100 миллионов тонн и 200 миллионов к 2030 году", - сказал министр.

Северный транзит

В августе 2022 года правительство утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года. Документ содержит более 150 мероприятий, направленных на формирование грузовой базы, развитие транспортной инфраструктуры и флота.

Что касается грузов, то, помимо трехсторонних соглашений с работающими в Арктике компаниями, на СМП будут привлекаться перспективные грузы от новых проектов, развиваться каботажные и транзитные перевозки. Для стимулирования перевозок по Севморпути внутри России в 2022 году была запущена регулярная каботажная линия между Мурманском и Камчаткой с субсидированным тарифом. И если первый такой рейс был загружен всего на 15 процентов, то второй - уже на 90. "В этом году будет три рейса, количество портов захода расширено с 4 до 11, маршрут продлен до Владивостока", - рассказал Алексей Чекунков.

Для развития транспортировки по Севморпути необходимо сосредоточиться и на несырьевых грузах, считает и.о. директора Института Севера и Арктики СФУ Василий Никуленков. "Это, например, продовольственные продукты (зерно и рыба), промышленные товары в контейнерах, в том числе технологическое оборудование и стройматериалы для реализации инициатив в Арктике, - рассказал он "РГ". - Возможен и международный транзит для экспорта продукции на рынки Индии, Китая и Южной Кореи".

"По Севморпути можно возить контейнеры с различной продукцией из Китая в Россию, - считает профессор кафедры истории и регионоведения Московского гуманитарного университета Алексей Скопин. - Однако, важно, чтобы движение было двусторонним, и для этого нам нужно в европейской части страны загружать контейнеры продукцией для КНР".

Первый шаг для этого уже сделан. В начале июля начал работать регулярный сервис контейнерных перевозок через СМП между Россией и Китаем. В первый рейс из Санкт-Петербурга в Шанхай вышел китайский контейнеровоз усиленного ледового класса. Его основной груз - продукция лесоперерабатывающих предприятий Северо-Запада России.

"Создаваемая линия будет работать в летне-осеннюю навигацию, соединяя наши северные порты с портами Китая. Эти рейсы принципиально важны для "раскатки" экспортного маршрута с контейнерными грузами. По поручению президента России, с прошлого года госкорпорация "Росатом" организует регулярные каботажные перевозки, начав "раскатку" этой линии. Сегодня мы стали свидетелями начала международного проекта на СМП, - отметил спецпредставитель госкорпорации "Росатом" по развитию Арктики Владимир Панов. - Эти рейсы пионерские и экспериментальные. Следующая наша задача - это регулярная круглогодичная навигация в восточном направлении".

"Во время сезона навигации выгода от транспортировки по Севморпути может достигать 30-40 процентов относительно южного коридора через Суэцкий канал благодаря сокращению протяженности маршрута. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока он составляет 14 тысяч километров, а через Суэцкий канал - около 23 тысяч", - рассказал "РГ" аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Между тем, по его словам, перевозки вне сезона навигации могут быть невыгодны экспортерам, поскольку круглогодичная навигация по СМП возможна только с использованием флота атомных ледоколов, что несет высокие дополнительные издержки.

Для развития грузоперевозок между восточной и западной частями Евразии госкорпорация "Росатом" в настоящее время реализует проект "Евроазиатский контейнерный транзит". "Он направлен на создание пилотной морской контейнерной линии, - рассказал "РГ" заместитель генерального директора - статс-секретарь АНО "Центр Арктические инициативы" Рустам Романенков. - Пилотный этап планируется реализовать на базе проектируемого флота арктических контейнеровозов и двух транспортно-логистических узлов в Мурманской области и в Приморском крае".

Нефтяной маршрут

К углеводородам, которые российские компании добывают в Арктике и транспортируют по СМП, может добавиться и транзит нефти с Запада на Восток. Гендиректор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев в мае сообщил, что совместно с российскими компаниями прорабатывается возможность изменения маршрутов морских нефтеперевозок и перенаправления их из портов Балтики на Северный морской путь.

В июле агентство Bloomberg сообщило, что танкер с российской нефтью отправился из одного из балтийских портов в Китай по Севморпути. По оценке агентства, использование СМП может сократить время в пути от Балтики до КНР на две недели или на 30 процентов по сравнению с маршрутом через Средиземное море и Суэцкий канал.

Известно, что китайский рынок сейчас стал одним из главных для российской нефти. В первой половине этого года, по данным Главного таможенного управления КНР, Китай импортировал из России 52,6 миллиона тонн нефти - на 27 процентов больше, чем за тот же период 2022-го. Наша страна по объему поставок "черного золота" в Китай опережает все остальные государства.

Ледокол проложит путь

Понятно, что для транспортировки большого объема грузов по Северному морскому пути необходим целый флот судов, которые способны работать в непростых условиях Арктики. В настоящее время утверждены планы-графики создания нового ледокольного и транспортного флота ледового класса - всего это будет 153 судна. К примеру, судостроительный комплекс "Звезда" на Дальнем Востоке сейчас загружен в основном танкерами ледового класса для СМП. Идет развитие и ледокольного флота. В акватории Севморпути уже работает семь атомных ледоколов "Росатома", и ближайшие годы к ним должны присоединиться еще пять.

"Динамичное развитие Севморпути остро ставит вопрос арктического судостроения. В настоящий момент в эксплуатации находятся 30 соответствующих судов, и еще 33 судна строятся, - сказал Алексей Лихачев. - Всего нам потребуется до 100 судов арктического класса, а также, как минимум, 15 плавучих энергоблоков".

Алексей Скопин считает, что нужно наращивать количество ледоколов для безопасной навигации по СМП. "Один ледокол может вести караван судов, но есть риски, что после прохода ледокола расколотые льдины вернутся и могут повредить корпуса идущих следом судов. Так что нужно увеличивать количество ледоколов и даже в одном караване ставить два таких судна", - отметил эксперт.

Из порта в порт

Важное направление развития СМП - создание необходимой инфраструктуры, в том числе портовой, ведь все планируемые грузы должны пройти через российские порты. В прошлом году, по словам Алексея Лихачева, совокупные портовые мощности составили 32,3 миллиона тонн при плане в 32 миллиона. В 2024 году они должны увеличиться до 83 миллионов тонн.

В настоящее время, по информации минвостокразвития, создается и модернизируется 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока.

"Дополнительно к существующим объектам федеральной транспортной инфраструктуры в шести портах - Сабета, Дудинка, Диксон, Хатанга, Тикси и Певек - продолжается строительство новых объектов, которые будут завершены к 2024 году, - рассказал Рустам Романенков. - Это порт "Бухта Север", который обеспечит загрузку чуть более 26 миллионов тонн, терминал "Утренний" - 21,5 миллиона тонн, терминал "Енисей" - 4,5 миллиона тонн. То есть, в целом, имеется инфраструктура для обслуживания грузопотока и параллельно создается новая, которая ориентируется на целевые показатели 2024 года и те, которые предполагается достичь к 2030 году".

Пошли в разведку

Еще одна задача, которую требуется решить для эффективной навигации по Севморпути, - обеспечение безопасности судоходства. В частности, речь идет о ледовой разведке.

"Несмотря на общее потепление климата, сокращение льдов в навигационный период, зимой может сохраняться тяжелая ледовая обстановка, особенно в восточном направлении, - рассказал "РГ" директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. - Мониторинг ледяного покрова необходимо вести по всей акватории СМП. Как правило ледовые условия в восточном районе значительно тяжелее, чем в западном. Продолжительность плавания на восток составляет от полутора до двух недель, что существенно превышает заблаговременность детальных прогнозов".

По словам ученого, для обеспечения безопасной и коммерчески оправданной навигации на трассе Севморпути необходима своевременная гидрометеорологическая информация и выбор оптимального маршрута плавания, который может быть составлен исключительно на основе качественного ледового прогноза. "На текущий момент оправдываемость краткосрочных прогнозов распределения и дрейфа льда заблаговременностью до 5 суток составляет 93 процента. Долгосрочные прогнозы - от 15 суток до 6 месяцев, оправдываются на 85 процентов", - сказал Александр Макаров.

В ближайшие два года, по словам Алексея Чекункова, на СПМ будет обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. Уже до конца этого года запланирован запуск пяти космических аппаратов. Также министр сообщил, что в 2023-2025 годах на дежурство в акватории СМП встанут 16 новых аварийно-спасательных судов. МЧС России уже строит первый из запланированных четырех аварийно-спасательных центров. Уже заказано 13 российских вертолетов в арктическом исполнении, которые в связке с ледоколами обеспечат полное покрытие СМП.

Повысить безопасность судоходства, а также экономическую эффективность морских грузоперевозок в Арктике поможет и цифровая экосистема СМП, разработкой которой занимается "Росатом". Это своего рода большой ситуационный центр, который обеспечивает информацией, прогнозами и управляет всем, что происходит в акватории СМП, рассказал Рустам Романенков.

"Она включает бортовые автоматизированные информационно-измерительные комплексы, установленные на судах, комплексы оперативного мониторинга ледовой обстановки на базе летательных аппаратов, информационный фонд данных о состоянии акватории СМП, - рассказал эксперт. - Ядром экосистемы является Единая платформа цифровых сервисов, на которую нанизывается следующий функционал: подсистема управления мореплаванием, обработки данных по гидрометеорологии и ледовой обстановке, навигационно-гидрографическое обеспечение, информационное обеспечение грузоперевозок и т.д.".

Один из элементов цифровой экосистемы СМП - программно-аппаратный комплекс ледовой разведки на базе беспилотника палубного базирования - в июле успешно прошел тестирование в условиях Арктики. Взлет и посадка выполнялись в реальных условиях с вертолетной площадки дрейфующего атомного ледокола.

Экономический эффект

Конечно, развивать судоходство в арктических широтах - дело непростое и требующее немалых финансовых вложений. Но значимость проекта высока и экономить на нем, судя по всему, никто не будет.

"Хочу обратить ваше внимание на то, что развитие Северного морского пути - это, безусловно, один из очевидных стратегических приоритетов, - отметил президент России Владимир Путин. - Здесь, наверное, не стоит нам экономить и что-то сокращать исходя из текущей конъюнктуры, хотя и текущая конъюнктура дает нам основания рассчитывать на то, что все наши проекты такого характера будут реализовываться".

Общий объем инвестиций в реализацию плана развития Севморпути до 2035 года составит 1,8 триллиона рублей. Из них 620 миллиардов - это средства федерального бюджета. При этом развитие СМП может принести государству значительные дополнительные доходы. Ожидается, что объем налоговых поступлений в бюджет до 2035 года от проектов вдоль Севморпути составит более 16 триллионов рублей. Также будет повышена эффективность снабжения северных регионов.

"Первое, что дает СМП - независимый, безопасный торговый путь между Западом и Востоком. Второе - стабильные доходы бюджета и развитие отраслей, смежных с судостроением и атомной энергетикой. Третье - мы развиваем прилегающие территории, в том числе улучшая жизнь коренных малочисленных народов Севера", - отметил Рустам Романенков.

"Еще 15 лет назад я сам сомневался в возможности развития Северного морского пути: казалось, что это слишком сложно и дорого, - признался Алексей Скопин. - Но за эти 15 лет произошли позитивные сдвиги и в плане природной обстановки, и экономического развития северных районов. Сейчас нет сомнений, что этим надо заниматься".

Российская газета