18.11.25

​Сбросить груз: зачем ритейлеры инвестируют в роботизацию

В 2025 г. доля предприятий, инвестирующих в проекты по роботизации и автоматизации, удвоится, ожидают в консалтинговой компании «КСЛ» (она опросила 558 компаний из сфер промышленности, производства, дистрибуции, ритейла и логистики). Если в 2024 г. доля составляла 4,6%, то в 2025 г. достигнет 8,4% от общего числа, несмотря на высокую ключевую ставку.

Компании пересматривают подходы к управлению затратами, объясняют в КСЛ. Они не строят новые мощности, а увеличивают существующие, в том числе через цифровизацию и роботизацию. Аналитики КСЛ указывают, что это происходит на фоне нехватки линейного персонала. HeadHunter сообщал, что по итогам первого полугодия 2025 г. каждая вторая логистическая компания отмечала, что на поиск сотрудников теперь требуется больше времени. А 38% подтверждали, что кадровый дефицит сохраняется.

«Рост стоимости линейного персонала позволил нам иначе посмотреть на проекты роботизации логистики, которые еще недавно выглядели непривлекательной инвестицией», – приводили в Х5 («Пятерочка», «Чижик», «Перекресток») в марте 2024 г. слова директора по стратегии и развитию бизнеса Владимира Салахутдинова. Тогда группа начала тестировать на своем полигоне автономных мобильных роботов и вилочных погрузчиков. А в августе 2025 г. группа объявила о создании отдельного подразделения X5 Robotics. В Х5 прогнозируют, что роботы на складах, в доставке и уборке смогут выполнять до 30% операций в бизнесе к 2028 г.

В 2025 г. об инвестициях в роботизацию сообщили еще несколько ритейлеров. В июле 2025 г. «Вкусвилл» купил часть бизнеса IT-группы «Автомакон», которая несколько лет до этого занималась в том числе роботизацией распределительных центров ритейлера. Эксперты оценивали сделку в 2,5-–4 млрд руб. «Магнит» в том же месяце запустил распределительный центр с 30%-ным уровнем роботизации и объявил, что планирует вложить в роботизацию логистики до конца 2026 г. пять млрд руб.

Складское будущее

Именно в логистике сейчас прежде всего концентрируется роботизация в ритейле, говорит директор автоматизации логистических процессов «Лемана Про» Василий Кузнецов. Поток операций там масштабен, а требования к точности и скорости особенно высоки, объясняет он. За два года «Лемана про» рассчитывает роботизировать 80% операций на своих складах.

В 2021 г. сеть запустила на своем складском комплексе «Северная звезда» систему Adapto, занятую в хранении, сортировке и выдаче товаров. Она может обрабатывать до 7400 коробок в час и хранить 72 000 единиц товара, указывает Кузнецов. По его словам, с запуском Adapto производительность на этом центре повысилась втрое.

В 2024 г. «Лемана Про» запустила на складе депаллетайзер («роборуку») с элементами искусственного интеллекта от «Яндекс роботикс». Устройство автоматически разбирает паллеты с товарами разных форматов. Это снижает затраты на такие операции на 40%, ускоряя их вдвое, отмечает Кузнецов.

«М.Видео» тоже автоматизирует перемещение грузов между зонами, транспортировку паллет, инвентаризацию. Все это требует минимальной интеграции со складскими информационными системами и может быть запущено в сжатые сроки, перечисляет преимущества представитель ритейлера.

Роботы помогают не только на складах, но и в дарксторах. В августе 2025 г. в Москве заработал первый роботизированный даркстор «Яндекс лавки» с 12 роботами от того же «Яндекс роботикс», сообщала компания. Они обрабатывают ежедневно около 40% ассортимента. К середине 2026 г. «Яндекс лавка» обещала запустить пять дарксторов с такими роботизированными зонами.

«Детский мир» использует беспилотные грузовики для перевозок по распределительному центру общей площадью 150 000 кв. м, сообщил представитель ритейлера. По его словам, затраты на этом участке, таким образом, сократились до 30%.

Плюсы роботизации не только в снижении затрат. Например, у беспилотных грузовиков время рейсов фиксировано, объясняет представитель «Детского мира». Это, по его словам, позволяет точно планировать все работы и потоки грузов. Кроме того, перевозки идут круглосуточно, в том числе в ночное время, обращает внимание представитель ритейлера. Снизилось время ожидания транспорта, сократились ошибки, опоздания, аварийность, перечисляет он. Кузнецов из «Лемана про» также подчеркивает, что роботизация сказывается в том числе на сокращении простоев и повышении точности поставок. Окупаемость таких решений составит, по его прогнозам, до трех–четырех лет, но следует учитывать рост производительности и устойчивость к кадровым рискам, – все это кратно повышает отдачу, резюмирует Кузнецов.

Обработка данных

Помимо складской логистики, ритейлеры также инвестируют в автоматизацию в маркетинге, сервисе и аналитике. В «Детском мире» используют алгоритмы, чтобы проанализировать профили и покупки пользователей программы лояльности и в дальнейшем формировать предложения, например по скидкам с учетом этих данных, говорит представитель ритейлера. По его словам, это сокращает рекламные расходы и позволяет более эффективно управлять товарными остатками и оборачиваемостью капитала.

А в Sherpa Robotics (занимается автоматизацией бизнес-процессов) самый большой спрос в сфере финансов и документооборота, отмечает гендиректор Константин Артемьев. Ритейлеры, по его словам, автоматизируют работу в общих центрах обслуживания: операции с документами, учет имущества, акты сверки. Следующий по популярности запрос – на мониторинг конкурентов и ценообразования, а также подбор персонала, перечисляет Артемьев. «В целом все хотят одного, чтобы сотрудники занимались клиентами, а не бумагами», – заключает он.

Ведомости