27.04.06

Сборы ФТС стали главным источником пополнения бюджета

Впервые в истории современной России таможенные пошлины, по итогам квартала, вышли на первое место в структуре источников дохода федерального бюджета. По данным Минэкономразвития, в январе-марте этого года таможенные пошлины составили 34,3% в общей сумме бюджетных доходов, обогнав НДС, до этого самый значительный источник пополнения бюджета. В этом нет ничего удивительного, утверждают эксперты. Стремительный рост таможенных платежей объясняется в первую очередь высокими ценами на нефть, таможенные пошлины на которую увеличиваются в соответствующей прогрессии.

По предварительным данным Минфина, доходы федерального бюджета в первом квартале 2006 года составили 1396 млрд руб., или 26,2% ВВП. В структуре доходов бюджета доля таможенных пошлин возросла почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля НДС напротив снизилась с 45,5% до 30,1%. Кроме того, снизился удельный вес таких источников пополнения бюджета, как налог на прибыль (с 4,6% до 3,6%), акцизы (с 3,2% до 2%), ЕСН (с 5,3% до 4,2%). "Динамика доходов федерального бюджета определялась прежде всего ростом экономики и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой: средняя цена на нефть марки Urals в январе-марте 2006 года составила $58 за баррель, что на 35,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее",- сообщается в докладе Минэкономразвития.

"Рост доли таможенных пошлин в бюджете происходит не за счет импортных, а за счет экспортных пошлин, и основной объем доходов обеспечивает экспорт нефти. В отношении него действует прогрессивная ставка, то есть чем выше цена, тем больше пошлина, а цены на нефть с августа прошлого года стремительно растут",- отмечает эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин.

В Экономической экспертной группе при Минфине подсчитали, что повышение цен на нефть дало российскому бюджету в первые два месяца этого года прирост дохода на 3,2% ВВП, рост объемов добычи и экспорта нефти и газа - еще 0,2%. В целом объем таможенных пошлин в январе-марте 2006 года составил, по данным МЭРТ, 9% ВВП.

Перенос "центра тяжести" с импорта на экспорт в структуре таможенных пошлин будет продолжаться. Так, по данным ФТС, объем собранных таможенных платежейза импорт в 2005 году возрос на 33% и составил 750,31 млрд руб., тогда как объем платежей за экспорт вырос на 106,2%, до 1351,91 млрд руб. В прошлом году ФТС устанавливала беспошлинный ввоз на ряд оборудования для промышленности, в этом году такая политика получила продолжение (в частности в конце марта были отменены на девять месяцев таможенные пошлины на более чем 700 видов технологического оборудования, аналоги которого в России не производятся). Экспортная же пошлина на нефть пересматривается раз в два месяца и устанавливается на основании двухмесячного мониторинга цен на российскую нефть сорта Urals на мировых рынках. А существенных предпосылок для снижения цен на нефть, согласно последним прогнозам аналитиков, пока не наблюдается (см. "Бизнес" от 24 апреля).

Ставка на экспорт сырой нефти с начала 2005 года снижалась лишь дважды (не считая снижения на $0,3 на декабрь- январь этого года): на февраль-март прошлого года (со $101 до $83 за тонну) и на февраль-март этого года - с $179,6 до $160,8. Причем если в прошлом году причиной стало некоторое снижение цен на мировом рынке, то в этом году правительство таким образом "расплатилось" с нефтяниками за предшествовавший мораторий на повышение розничных цен на топливо.

В то же время в самой ФТС считают, что в увеличении собираемости таможенных платежей значительна доля улучшения таможенного администрирования. Как рассказали "Бизнесу" в пресс-службе ФТС, по предварительным данным за первый квартал этого года, импорт электробытовой техники и радиоэлектроники увеличился в 2,6 раза по сравнению с первым кварталом прошлого года, при этом декларируемая стоимость радиоэлектроники выросла в 4,7 раза.

В целом результаты пополнения доходной части бюджета за первый квартал 2006 года оказались хуже, чем за такой же период прошлого года: в казну поступило на 200 млрд руб. меньше, чем годом ранее.

Как утверждают в Экономической экспертной группе при Минфине, "такая ситуация объясняется значительными разовыми поступлениями в начале прошлого года в счет погашения налоговой задолженности НК ЮКОС и зачислением в федеральный бюджет трансфертов из бюджетов отдельных регионов", а вовсе не негативными изменениями в экономике или сокращением эффективных налоговых ставок.

Бизнес 27.04.06