19.04.10

С 1 января 2011г. таможня Финляндии принимает грузовые таможенные декларации исключительно в электронном виде.

С 1 января 2011г. таможня Финляндии принимает грузовые таможенные декларации исключительно в электронном виде. Для морских перевозчиков, как стало известно SeaNews, дедлайн наступает раньше.

На грузы, вывозимые через порты Финляндии за пределы ЕС, часть документов, предусмотренных новыми требованиями, – а именно, уведомление о прибытии товаров в место пересечения границы ЕС, экспортный грузовой манифест и уведомление об убытии с территории ЕС – они должны предоставлять уже с 3 мая 2010г.

С той же даты эти документы необходимо подавать в таможню при экспорте из Финляндии железнодорожным транспортом. Более длительный переходный период – до 1 января 2011г. – установлен для авиаперевозчиков.

Реформа системы таможенного декларирования в Финляндии осуществляется в рамках модернизации Таможенного кодекса Евросоюза, поэтому аналогичные требования вступят в силу также и в других странах ЕС.

Изменяется перечень документов, предоставляемых таможенным органам экспортерами и импортерами, а также правила и программное обеспечение их подачи.

Как рассказали SeaNews в таможне Финляндии, требования по импортным декларациям распространяются на все товары, ввозимые в Финляндию любым видом транспорта, независимо от страны происхождения и того, является она членом ЕС или нет. Исключением являются грузы, следующие в транзите. При ввозе в ЕС необходимо будет подавать декларации на товары, поступающих напрямую из страны, не входящей в ЕС.

При ввозе на территорию страны грузов из стран, не являющихся членами ЕС, таможенным органами предоставляются:

• Сводная импортная декларация,
• Уведомление о фактическом прибытии транспортного средства на таможню на границе ЕС, • Подтверждение прибытия,
• Уведомление о выгрузке на складе временного хранения (данный документ предоставляет оператор СВХ).

При осуществлении ввоза лицом, несущим основную ответственность за подачу декларации, является компания-перевозчик или назначенный ею агент.

При вывозе грузов за пределы ЕС подаются:
• Сводная экспортная декларация,
• Уведомление о доставке товаров в место пересечения границы ЕС (не требуется, если груз пересекает границу Финляндии на автотранспорте – в этом случае перевозчик предъявляет таможенному инспектору товары и товаросопроводительные документы),
• Экспортный грузовой манифест (при погрузке на борт судна),
• Уведомление об убытии товаров с территории ЕС.
Экспортную декларацию подает экспортер либо лицо, им уполномоченное.

Участники внешнеэкономической деятельности могут перейти на электронное декларирование, не дожидаясь 1 января 2011г. – как отмечают в финской таможне, таможенные органы готовы работать в электронном формате с 14 декабря 2009г. При этом те, кто принял решение перейти на электронное декларирование до того, как оно станет обязательным, должен обеспечить соответствие всем требованиям, вступающим в силу с 1 января 2011г.

С этой даты все декларации должны подаваться через информационную систему таможни AREX (от Arrival + Exit). Декларации, поданные иными способами (например, через электронную систему PortNet), приниматься не будут.

Использование бумажных деклараций допускается после этого срока в исключительных случаях, когда в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствует возможность подать ГТД в электронной форме. Впоследствии, когда такая возможность появляется, участник ВЭД обязан предоставить также электронную версию декларации.

Таможня рекомендует участникам ВЭД сохранять все поданные в электронном виде документы и всю электронную переписку с таможенными органами, поскольку сама таможня никаких копий на бумажных носителях не сохраняет.

Стоит отметить, что все документы, а также инструкции по их заполнению, опубликованы на сайте таможни в открытом доступе, чтобы участники рынка могли заблаговременно с ними ознакомиться и в течение переходного периода отработать новую технологию.

Комментарии
Электронная Финляндия

Владимир Юрьевич Коростелев, 14.04.2010 22:02:15
Без лишнего шума и громких заявлений финны ввели у себя электронное декларирование. Знакомясь с техническими особенностями системы AREX нельзя не отметить существенные различия финского и российского подходов к решению этой задачи:

Во-первых, AREX – это ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ система электронного декларирования. Она уже функционирует. Все документы, инструкции, образцы тестовых сообщений, схемы XML и справочники кодов – в открытом доступе на сайте финской таможни. Причем, в отличие от нашего ФТС , финская таможня опубликовала сами форматы сообщений (XML-схемы), а не описание (альбомы форматов), как это сделано в России.

Во-вторых, AREX – это бесплатная система. Участник ВЭД должен только заполнить регистрационную форму, а уже для ввода данных через Интернет ничего дополнительно не требуется: есть ГОТОВАЯ БЕСПЛАТНАЯ система финской таможни. Можно присылать сообщения и средствами электронного обмена данными. Финская таможня протестирует канал обмена данными БЕСПЛАТНО.

В-третьих, AREX появился в дополнение к уже существующей с 1998 года национальной системе «Единого окна» - PortNet. Это бесплатная государственная система предварительного информирования всех органов государственного контроля о судозаходах, построенная на основе международных стандартов и требований Международной конвенции ФАЛ-65. Ничего подобного в России до сих пор нет.

В-четвертых, в Финляндии, что самое удивительное, и система «Единого окна» PortNet, и система электронного декларирования AREX в своей работе не используют механизма электронно-цифровой подписи вообще (!!!) В феврале 2008 года в Финской морской администрации (FMA) мною был задан вопрос «Как же Вы в системе PortNet обходитесь без ЭЦП, столь обязательной в России?» На что Рольф Бакстрем, заместитель руководителя FMA, ответил «Финляндия к этому не готова».

Вот и получается, к сожалению, что есть у нас около 150 удостоверяющих центров, выдающих сертификаты электронно-цифровой подписи (т.е. мы - готовы), есть электронное декларирование, есть «Электронная Россия», есть активная разработка МИАИС и АСУ ТК, есть армия проверяющих, ежедневно выполняющих обязанности комиссионного оформления приходов судов, но нет, к сожалению, РЕАЛЬНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ систем подобных AREX и PortNet.


Почему? Кто ответит?
ФАИТ ФТС? Минтранс? Кто? Seanews.ru