12.10.09

Риски объединения таможен

Основная идея реформирования двух крупнейших таможен Северо-Западного региона, Балтийской и Санкт-Петербургской, – это переориентация морских пограничных таможенных постов в транзитные таможенные органы с передачей функций по таможенному оформлению грузов на внутренние таможенные посты. Такое мнение высказала SeaNews руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper, заместитель председателя Экспертного совета и руководитель рабочей группы по вопросу реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ Вильгельмина Шавшина.

Федеральная таможенная служба (ФТС) направила в адрес Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) "Перечень мероприятий по объединению Санкт-Петербургской и Балтийской таможен". Документ разработан Аналитическим управлением Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) ФТС. В настоящее время, выполняя поручение ФТС, СЗТУ прорабатывает вопрос реформирования Балтийской и Санкт-Петербургской таможен. Сформировать предложения по объединению двух таможен СЗТУ должно до 1 ноября 2009г.

ФТС предлагает вывести из компетенции всех морских пограничных таможенных постов (Турухтанный, Кронштадский, Лесной порт и Гавань) функции документального оформления. Исключением будут только опасные грузы; импортные судовые партии; грузы, перемещаемые навалом, насыпью или наливом; рефконтейнеры и товары, перемещаемые в режиме припасов.

Кроме того, как уже сообщал SeaNews, в структуре объединенной Санкт-Петербургской таможни предлагается создать новые таможенные посты: Московский таможенный пост с размещением на складском комплексе класса "А" ЗАО "Логистика Терминал" в поселке Шушары и Янинский таможенный пост, который будет располагаться на терминале в поселке Янино Ленинградской области.

Напомним, появление таможенных постов “Московский” и “Янинский” увязано с процессом создания тыловых контейнерных терминалов (“сухих портов”), на которые планируется перенести ряд операций с грузом с причальной зоны. Вместе с тем эксперты отмечают, что вопрос по “сухим портам” требует определенных проработок.

В разговоре с SeaNews В.Шавшина обратила внимание на то, что проблемой по-прежнему остается необработанность технологии "сухого порта", то есть доставка товаров из мест прибытия (из морского порта) до центров таможенного оформления (на внутренние таможенные посты). ФТС предлагает реализовывать данную технологию прежде всего на Выборгском и Пискаревском внутренних таможенных постах, численность которых должна быть увеличена в целях обеспечения круглосуточной работы терминалов.

“Крупнейшие паромные перевозчики считают, что велик риск того, что часть грузопотока будет уходить из порта Санкт-Петербург на финские и эстонские порты, это прежде всего касается груза, прибывающего на судах типа ро-ро. Дело в том, что сегодня данный груз в основном оформляется на Балтийской таможне в день прибытия. Перемещение груза во внутренние терминалы в целях таможенного оформления безусловно повлияет на сроки оформления груза в таможенном отношении и увеличит финансовые затраты компаний по доставке и хранению товаров”.

“Кроме того, важным вопросом является техническая готовность внутренних терминалов по обработке контейнерных грузов, а также практическая невозможность доставки тяжеловесных и негабаритных грузов. Все вышеуказанные факторы напрямую повлияют на увеличение сроков доставки товаров до получателя и существует риск того, что это отразится на конечной стоимости импортного товара”, - рассказала SeaNews В.Шавшина.

Сейчас СЗТУ готовит предложения для ФТС по вопросам штатной численности сотрудников объединенной Санкт-Петербургской таможни и ее постов. Затем будут проведены организационно-структурные мероприятия. Это внутренние процедуры, поэтому все решения будут приниматься таможенными органами без официального участия бизнеса. Все вышеназванные мероприятия ФТС планирует реализовать в первом полугодии 2010г.

Напомним, что завтра состоится заседание Северо-Западного таможенного управления, на котором должна быть представлена схема объединения Балтийской и Санкт-Петербургской таможен, а также штатное расписание новой таможни.

А 14 октября в Государственной Думе пройдет открытое заседание Экспертного совета по таможенному регулированию при Комитете по бюджету и налогам по вопросам реализации Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

SeaNews; 12.10.09