11.05.06

Результаты работы с жалобами в Екатеринбургской таможне

Что заставляет предпринимателей обращаться в суд с претензиями в адрес таможенных органов, обжалуя их решения? На что чаще всего поступают жалобы от участников внешнеэкономической деятельности, и какие меры со стороны представителей таможни необходимо предпринять для разрешения спорных вопросов и устранения конфликта еще на стадии досудебного урегулирования? Это не только помогло бы сберечь массу нервов, времени и денег, но и добиться тех же результатов с наименьшими потерями. Ведь, согласно действующему законодательству, любые решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в соответствии с гл. 7 Таможенного кодекса РФ, могут быть обжалованы не только в судебные органы, но и в вышестоящие таможенные органы, которые полномочны подтвердить или отменить эти решения.

Для того, чтобы выяснить основные причины обращений в суд участников внешнеэкономической деятельности, специалисты правового отдела Екатеринбургской таможни в первом квартале этого года провели анкетирование участников ВЭД.

В нем приняло участие 56 организаций (в том числе индивидуальные предприниматели). Причем, подавляющее большинство, практически 84% (т.е. 47 из 56) опрошенных указали, что при возникновении споров ими будет избран досудебный порядок обжалования, т.е. обжалование в вышестоящий таможенный орган. Отдавая предпочтение, таким образом, конструктивному диалогу с таможней и доверяя компетенции должностных лиц таможенных органов. И только 8 участников ВЭД (14%) выбрали бы судебный порядок обжалования, назвав при этом в качестве основной причины - беспристрастность суда. Кроме того, опрошенные указали, что обращение с жалобой в вышестоящий таможенный орган в случае ее неудовлетворения затягивает срок разрешения проблемы.

Бесспорно целесообразной разработку механизма досудебного разрешения споров в сфере таможенного дела посчитали 88% опрошенных, и лишь 3% выразили противоположное мнение. Хотя, существующие факты правоприменительной практики таможни его опровергают. Так, например, в 2005 году в Уральское таможенное управление (вышестоящий таможенный орган) было подано 3 жалобы на решения, действия (бездействие) Екатеринбургской таможни, и все они удовлетворены. За тот же период на вынесенные таможней постановления по делам об административных правонарушениях в вышестоящий орган поступило 18 жалоб. И только половина из них (50%) вышестоящей организацией были оставлены без изменений; 2 жалобы (11,1%) отменены за отсутствием состава правонарушения, 1 жалоба (5,6%) отменена и направлена на новое рассмотрение, 5 (27,8%) отменены и прекращены по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), по 1 заявлению (5,6%) последовал отказ в принятии его к рассмотрению.

Такие меры контроля со стороны вышестоящего таможенного органа в значительной степени дисциплинируют должностных лиц таможни, принимающих решения, заставляют их постоянно повышать правовую квалификацию и более ответственно подходить к вынесению постановлений. В качестве доказательства, надо отметить, что в 1 квартале 2006 года жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях в вышестоящий таможенный орган на работу Екатеринбургской таможни не поступало. По поводу остальных претензий ситуация следующая: отказано в удовлетворении 1 жалобы на решение, действие (бездействие) и 1 жалоба возвращена в связи с отзывом самого заявителя.

Если обратиться к судебной практике, то в 2005 году в судах обжаловано 14 постановлений Екатеринбургской таможни по делам об административных правонарушениях, из них 64% оставлено без изменения, отменено 36%. А вот на решения, действия (бездействие) таможни и ее должностных лиц за тот же период в судебные инстанции поступило 15 жалоб, и при этом подавляющее большинство из них - 13 жалоб, т.е. 86,7%, удовлетворены не в пользу таможни. Понятно, что такой высокий процент отмены неверных решений, принятых таможенным органом, не может никого устраивать. Поэтому с целью снижения количества обращений участников ВЭД в судебные инстанции Екатеринбургской таможней ведется работа по совершенствованию порядка разрешения спорных ситуаций и механизма досудебного урегулирования. В частности, проводятся рабочие встречи должностных лиц таможни с участниками ВЭД, где разъясняется правовая позиция таможенного органа, поясняются нормы действующего таможенного законодательства.

Если говорить о конкретных мерах по улучшению и исправлению сложившейся ситуации, то, к примеру, наиболее крупным участникам ВЭД, осуществляющим таможенное оформление в зоне деятельности Екатеринбургской таможни, владельцам складов временного хранения, таможенным брокерам направлены разъяснения (памятки) о порядке обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа и его должностных лиц в вышестоящий таможенный орган.

Кроме того, информация о порядке обжалования решений, действий (бездействия) в вышестоящие таможенные органы размещена в судебных органах, в администрациях муниципальных образований по месту нахождения таможенных постов Екатеринбургской таможни, а также в федеральных органах исполнительной власти.

В результате количество поступивших в 1 квартале 2006 г. жалоб на решения, действия (бездействие) таможенного органа и его должностных лиц, в сравнении с аналогичным периодом 2005 г. количество поступивших жалоб снизилось в 2 раза.

В первом квартале 2006 г. в судебные органы подано только 2 жалобы на решения, действие (бездействия) Екатеринбургской таможни, тогда как за аналогичный период 2005 г. с жалобой в суды обратилось 7 участников ВЭД. Таким образом, обращений в суд стало на 70 % меньше. И все чаще участники ВЭД выбирают досудебный порядок урегулирования возникающих споров. Оно и понятно: ведь данный порядок обжалования имеет ряд преимуществ. В случае несогласия с решением вышестоящего таможенного органа лицо не лишено права дальнейшего обращения в суд. А институт досудебного обжалования в таможенных органах будет развиваться и в дальнейшем.

В связи с чем правовой отдел Екатеринбургской таможни напоминает: - если Вы не согласны с любым решением, действием (бездействием) таможенного органа или должностных лиц таможенных постов, подчиненных Екатеринбургской таможне, то они могут быть обжалованы при обращении в Екатеринбургскую таможню по адресу: 620041, г.Екатеринбург, ул. Гоголя, 27. А действия или решения самой таможни в Уральское таможенное управление (620014 г.Екатеринбург, Шейнкмана, 31).

Подробную консультацию по вопросу применения настоящего порядка, а также по другим вопросам таможенного законодательства можно получить в правовом отделе Екатеринбургской таможни по адресу ул. Гоголя, 27., тел. 359-65-62; 359-65-71; 359-65-40.

Пресс-служба УТУ 11.05.2006