25.10.18

Развитие промышленности и транспорта – основа для роста экономики стран ЕАЭС

Транспорт называют «зеркалом экономики» и одновременно ее локомотивом: реализация инфраструктурных проектов создает стимулы для ее развития, формируя заказ для промышленности. В свою очередь, транспортная доступность обеспечивает свободное и эффективное передвижение товаров. Как объединить интересы стран евразийской «пятерки» с точки зрения транспортного планирования и промышленной кооперации, обсудили участники Форума «Евразийская неделя», проходящего в Ереване (Армения).

Формирование транспортно-экономического баланса, построение оптимальных логистических цепочек, применение гибкой тарифной политики и внедрение цифровых технологий позволит существенным образом изменить транспортную деятельность и, как следствие, создать дополнительные благоприятные условия для промышленного развития. В рамках открытой дискуссии «Кросс-отраслевое развитие транспорта и промышленности: вызовы и перспективы» представители промышленности и «транспортного цеха» обсудили наиболее острые вопросы взаимодействия двух отраслей и возможные пути их решения.

«Транспорт соединяет страны и континенты, обеспечивает промышленную кооперацию, способствует отраслевому и внутриотраслевому разделению труда, предлагает наиболее эффективные цепочки поставок, создает условия для зарождения новых производств и формирования промышленных комплексов», – отметил член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Эмиль Кайкиев. Он напомнил, что президенты стран Союза уже утвердили Основные направления транспортной политики, а на уровне премьер-министров приняты Основные направления промышленного сотрудничества, дан старт реализации соответствующих «дорожных карт» по транспорту. Часть мероприятий в этих документах касается вопросов координации развития транспортной инфраструктуры и объектов индустриально-инновационной инфраструктуры.

Такая работа, по словам Эмиля Кайкиева, потребует тесного взаимодействия с уполномоченными органами стран Союза, учета потребностей бизнеса. Все это также должно опираться на результаты научных исследований и лучшие мировые практики. При этом необходимо решать вопросы по снижению транспортной оставляющей в цене товара, механизмам финансирования объектов инфраструктуры, применению межотраслевого баланса и созданию совмещенных цифровых платформ и технологий.

Член Коллегии (министр) по промышленности и АПК ЕЭК Александр Субботин отметил, что развитие транспорта стимулирует появление новой техники, заставляя промышленные предприятия развивать инновационные производства. Министр ЕЭК привел в пример рынок электротранспорта ЕАЭС. Сегодня он находится на стадии зарождения. Общее количество электромобилей на территории Союза пока незначительно, порядка 2,5 тыс. единиц, при этом в основном импорт.

«Тем не менее уже реализуется ряд проектов по разработке систем, узлов и агрегатов для электротранспорта, а также по разработке пилотных серий автотранспортных средств с электроприводом. Так, белорусские, казахстанские и российские производители выпустили опытные образцы автомобилей с электрическим двигателем. Страны ЕАЭС приступили к созданию зарядной инфраструктуры для такого транспорта. Белорусскими разработчиками создан прототип беспилотного карьерного самосвала», – сообщил Александр Субботин.

Напомним, что Совет ЕЭК одобрил План мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования моторных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах-членах ЕАЭС на 2018 – 2020 годы. Документ будет рассмотрен на ближайшем заседании Межправительственного совета. План предусматривает комплекс мероприятий по стимулированию производства электромобилей, их базовых компонентов, объектов зарядной и сервисной инфраструктуры. В план также входит комплекс мер по стимулированию использования электромобилей, в том числе отмена уплаты транспортного налога, которые будут рассмотрены каждой из стран Союза на национальном уровне.

В дискуссии приняли участие генеральный секретарь Международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам» Геннадий Бессонов, заместитель министра транспорта и дорог Кыргызской Республики Азимкан Жусубалиев, директор Департамента экономической интеграции Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Жанибек Тайжанов, вице-президент Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Раду Динеску, заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Сергей Набешко, заместитель Председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по международному сотрудничеству, председатель подкомитета транспорт и логистика Олег Дунаев, директор научного центра по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации, президент Ассоциации Международных перевозчиков Армении Герберт Амбарцумян, генеральный директор ООО «Оптим Армения» Артур Гулян.

Евразийская экономическая комиссия