11.09.18

Развитие инфраструктуры Дальнего Востока имеет большое значение для стран ЕАЭС

Эффективное функционирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) невозможно без развития транспорта, инфраструктуры и логистики. Это подчеркнул член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Эмиль Кайкиев на IV Восточном экономическом форуме, выступая на сессии «Партнерство «Россия – Япония»: реализация евроазиатского транзитного потенциала».

«Географическое положение наших стран позволяет формировать транспортно-логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения. Сегодня мы обсуждаем проект развития инфраструктуры Дальнего Востока с созданием транспортного перехода между Россией и Японией. Уверен, он имеет огромный потенциал для углубления как российско-японских экономических отношений, так и отношений между странами Союза», – отметил Эмиль Кайкиев.

По территории ЕАЭС проходят два международных транспортных коридора: «Север – Юг» и «Запад – Восток». Основу коридора «Запад – Восток» составляет Транссибирская магистраль, которая пересекает всю Россию, обеспечивает выход на востоке на сеть железных дорог Казахстана, Китая, Монголии и через российские порты – в Японию, Корею, а на западе – в европейские страны через российские порты и пограничные переходы, а также через Республику Беларусь.

По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов, его технические возможности позволяют перевозить свыше 130 млн тонн грузов в год, в том числе 200 тыс. контейнеров международного транзита. В перспективе объем транспортировки транзитных контейнеров может составить до 1 миллиона в год.

Эмиль Кайкиев поддержал организацию тестовых мультимодальных перевозок грузов по Транссибирской магистрали из Японии в Россию в контейнерах, оснащенных датчиками температуры и уровня влажности. Министр ЕЭК надеется, что эксперимент может состояться и в других странах Союза.

Говоря о реализации евроазиатского транзитного потенциала, Эмиль Кайкиев остановился также на взаимодействии с китайской стороной. Он отметил, что подписанное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между государствами Союза и Китаем открывает новые возможности для эффективного взаимодействия, в том числе в сфере транспорта и инфраструктуры.

Так, планируется сформировать перечень пилотных проектов и начать их совместную реализацию. В целом проекты направлены на налаживание сквозной логистики по направлению Китай – Евразийский союз – Европейский союз и сопутствующих маршрутов. С этой целью Комиссия создала рабочую группу высокого уровня с участием Евразийского банка развития.

Реализации транспортно-транзитного потенциала Союза будет способствовать развитие цифровой повестки, включая цифровизацию процессов перевозки и контроля за ними.

Развитию в ЕАЭС интермодальных и транзитных перевозок, подготовке правовой базы и инструментов для их обеспечения помогает конструктивное взаимодействие с международными организациями. Это и проект ЭСКАТО ООН по разработке бесшовных железнодорожных интермодальных транспортных услуг в Северо-Восточной и Центральной Азии, и работа по присоединению к важнейшим конвенциям и соглашениям ЕЭК ООН, в том числе к е-СМR, e-TIR.

Евразийская экономическая комиссия