04.12.07

Приволжское таможенное управление в 2008 году планирует увеличить количество пунктов с возможностью электронного декларирования до 30

Приволжское таможенное управление в 2008 году планирует увеличить количество пунктов, на которых можно продекларировать товары в электронной форме до 30, говорится в пресс-релизе Торгово-промышленной палаты (ТПП) Нижегородской области.

Согласно сообщению, данный вопрос обсуждался на заседании общественного Комитета по содействию внешнеэкономической деятельности при ТПП на тему "Электронное оформление внешнеторговых грузов: состояние и возможные варианты развития", которое прошло в ТПП 29 ноября.

В заседании приняли участие крупнейшие предприятия-участники внешнеэкономической деятельности, представители Нижегородской таможни, Приволжского таможенного управления, Главного научно-информационного вычислительного центра Федеральной таможенной службы России, разработчики электронной формы декларирования.

И.о. начальника Приволжского таможенного управления Юрий Лушников сообщил участникам заседания, что Концепция развития таможенных органов РФ на 2006-2010 годы определила главную цель для таможенных органов - создание конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности, а также широкое применение прогрессивных форм таможенного оформления путем максимального использования информационных технологий. Достижение этой цели невозможно без применения прогрессивных форм таможенного оформления и контроля, одной из которых, несомненно, является электронное декларирование.

С апреля 2005 года в Приволжском таможенном управлении положено начало широкому применению электронной формы декларирования. Первая электронная декларация была выпущена на Московском таможенном посту Нижегородской таможни. В конце 2006 года продекларировать товары в электронной форме можно было уже на 12, а сегодня такая возможность имеется уже на 19 таможенных постах региона. До конца 2007 года их будет не менее чем 21, а в 2008 в планах Приволжского таможенного управления довести их количество до 30.

Однако, процесс привлечения к электронному декларированию новых участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) идет, но идет все-таки недостаточно быстро, считает Ю.Лушников.

Сдерживающим фактором внедрения электронного декларирования в полном объеме является отсутствие в настоящее время эффективной системы обмена электронными документами между таможенными органами и другими государственными структурами. Частично, проблема обмена документами со сторонними организациями будет решена при внедрении в практику работы таможенных органов международных стандартов представления документов.

Переход на централизованное хранение и обработку данных на региональном уровне увеличит нагрузку корпоративной сети ФТС России и потребует наличия каналов с высокой пропускной способностью между таможнями и региональными таможенными управлениями. Кроме того, на пути внедрения электронного декларирования имеются субъективные трудности, связанные с недооценкой возможностей, которые открываются при внедрении новых информационных технологий.

Ю.Лушников особо отметил, что внедрение электронного декларирования - это новый этап развития таможенной службы, который предусматривает использование web-технологий. В идеале данные приходят из-за рубежа в электронном виде, до прихода транспортного средства на СВХ. Действия с грузом стали для клиента намного прозрачнее.

Любое заинтересованное лицо, будь оно в России или за рубежом, может попасть на специальный сервер СВХ, где оформляется интересующий его груз и проследить за оформлением на всех этапах его движения и складирования. Еще одно преимущество электронного декларирования - это то, что участники ВЭД, избавлены от необходимости лично присутствовать на СВХ. То есть общение, в том числе и документарное, и финансовое, происходит в безналичном виде.

Процесс расширения и внедрения электронного декларирования (ЭД) безусловно не предусматривает вовлечение 100% экспортеров и импортеров в эту работу. Большинство мелких компаний и физических лиц, будут еще какое-то время оформляться традиционным методом на бумажных носителях. Речь здесь идет, в основном, о крупных компаниях с большими объемами поставок. Между тем Россия в ближайшее время планирует вступить во ВТО, и хочешь - не хочешь, а международные стандарты соблюдать придется, - отметил Ю.Лушников.

Председатель Комитета по содействию внешнеэкономической деятельности при ТПП Нижегородской области Владимир Хорошилов также считает, что широкое применение безбумажной технологии в таможенном оформлении товаров поставит Российскую таможню в ряд лучших таможенных администраций мира. Для участников ВЭД, при правильном построении системы ЭД, экономятся время и деньги.

В.Хорошилов привел данные статистки, согласно которым количество выпущенных грузовых таможенных деклараций в электронном виде год от года растет, в 2006 году их было 2,3 тыс., за 10 месяцев 2007 года уже в три раза больше, абонентские порталы (АП) открыты уже в 7 брокерских организациях.

Но 6 тыс. электронных деклараций – это немногим более 10% оформленных товарных партий таможней. По его мнению, причинами такого неактивного применения электронного декларирования являются плохая информированность предприятий о преимуществах электронного обмена, психологический аспект и трудности технического характера, а именно - проблема обеспечения канала передачи данных от участника ВЭД. Если все затраты, связанные с аппаратным и программным обеспечением АП, носят единовременный характер, то аренда канала передачи данных величина постоянная и довольно значительная в большинстве случаев не окупающая себя.

Еще одно обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание, это неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры. Как сообщил В.Хорошилов, существующая сегодня транспортно-логистическая система области, созданная в 70-х годах прошлого века, не отвечает современным требованиям международных грузоперевозок.

В Нижегородской области нет действующего не только мультимодального, но даже интермодального терминала, соответствующего современным требованиям, что делает невозможным осуществление эффективной обработки грузов и, как следствие, привлечение грузопотоков. Для этого правительством области была принята Концепция проекта формирования терминально-логистического комплекса Нижегородской области, которая предусматривает строительство международного мультимодального транспортно-логистического узла в районе поселка Большое Козино, межрегионального интермодального транспортно-логистического центра в районе поселка Доскино, таможенно-терминального центра авиационно-грузовых перевозок на базе ОАО "Международный аэропорт "Нижний Новгород" (МАНН) и промышленной зоны в районе поселка Игумново.

По словам В.Хорошилова, в такой ситуации необходимо уже сейчас думать о более широком диапазоне электронного оформления: с охватом доставки товаров и временного хранения. Кроме того, для привлечения предприятий к электронному декларированию, В.Хорошилов предложил рассмотреть вопрос о допуске к уже выстроенным абонентским порталам других участников ВЭД и использование Интернета для передачи данных от участника ВЭД в таможню.

НТА Приволжье; 03.12.07