21.11.06

Правовой отдел Нижнетагильской таможни информирует

Реформы администрирования, осуществляемые в последние годы в России, направлены в первую очередь на развитие демократических институтов российского общества, на обеспечение прав и свобод граждан, защиту их интересов от злоупотреблений со стороны, в том числе, государственных органов и их должностных лиц. Спустя 36 лет российский законодатель вновь обратился к вопросу организации взаимодействия общества и власти, приняв Федеральный закон от 02.05.2006 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации . При разработке закона были учтены все требования, характерные духу времени и соответствующие запросам современного общества.

В этой связи необходимо отметить, что таможенное законодательство в вопросе взаимодействия общества и власти вот уже 3 года (с момента вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК России) регламентирует работу таможенных органов по данному направлению в условиях современного подхода. Согласно положениям ТК России любое лицо вправе обжаловать (жалоба это один из видов обращений) решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если считает, что таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, либо ему созданы препятствия к их реализации, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Специалисты правового отдела Нижнетагильской таможни разъясняют - обжалование возможно как в таможенный орган, так и в суд, но особое значение при обжаловании уделяется срокам направления жалобы. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушениях, вызванных решениями либо действиями таможенного органа или его должностных лиц. Но даже если лицо пропустило этот срок, жалоба может быть принята к рассмотрению при условии указания уважительных причин.

Жалоба в таможенный орган подается в письменной форме и в обязательном порядке должна быть подписана обратившимся лицом. При этом необходимо указать наименование таможенного органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица, чье решение, действие (бездействие) обжалуется, существо обжалуемого решения, действия (бездействия). Обязательным условием принятия жалобы к рассмотрению является наличие в содержании жалобы инициалов обратившегося лица и указание его местожительства. Обратившимся лицам нужно знать, что срок рассмотрения жалобы составляет один месяц. В исключительных случаях этот срок продлевается, но о его продлении обратившееся лицо в обязательном порядке уведомляется.

Важным элементом в вопросе обжалования решений, действий (бездействия) должностного лица таможни либо таможенного поста является механизм упрощенного порядка рассмотрения жалоб. Суть его состоит в том, что любое лицо вправе обратиться с жалобой на должностное лицо к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу таможенного органа. Плюсом такого обращения является то, что жалоба будет рассмотрена безотлагательно, а решение принято незамедлительно. Однако необходимо учитывать, что упрощенный порядок обжалования применим лишь в случаях незаконных решений, действий должностных лиц таможенных органов в отношении перемещаемого через границу товара стоимостью не более 1,5 миллионов рублей, либо одного транспортного средства. Упрощенный порядок обжалования способствует оперативному разрешению проблем, возникающих при таможенном оформлении.

В конце октября этого года Нижнетагильской таможней была организована акция, проходившая под названием Проверьте действия поста . Основная цель акции заключалась в установлении негативных факторов организации таможенного оформления и таможенного контроля с помощью непосредственных участников внешнеэкономической деятельности и граждан, перемещающих товары через таможенную границу. Однако, откликнувшихся на такую акцию таможни не нашлось. Кроме того, и с начала года в таможню не поступало ни одной жалобы. Это свидетельствует о положительных тенденциях в работе Нижнетагильской таможни с участниками ВЭД, о направлении усилий должностных лиц таможни на разрешение возникающих проблемных вопросов в ходе таможенного оформления. Внешнеэкономическая деятельность в регионе деятельности таможни в основном представлена крупнейшими предприятиями России - ГУП ПО Уралвагонзавод , ОАО НТМК , ОАО СУАЛ филиал БАЗ , ОАО Корпорация ВСМПО - АВИСМА , ОАО Серовский завод ферросплавов , ОАО Металлургический завод им. А.К. Серова , взаимоотношения которых с таможней складывались в течение десятилетий и на сегодняшний день имеют устойчивый партнерско-деловой характер. Крупные предприятия это специалисты в области внешнеэкономической деятельности, способные самостоятельно ориентироваться в вопросах таможенного дела, кроме того, владеющие механизмом работы с таможенными органами посредством обращений. В таможне на постоянной основе в течение рабочей недели специалистами правового отдела реализуется механизм консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Владение информацией позволяет участникам ВЭД в максимально короткие сроки соблюсти все таможенные формальности, исключив при этом возможность нарушений таможенного законодательства.

Таможенные органы расположены к общению с гражданами и организациями, поскольку такое взаимодействие это не только контроль над работой таможенного аппарата, но также один из способов оптимизации его деятельности (обратившиеся лица указывают на определенные проблемы или предлагают пути их решения).

Пресс-служба Нижнетагильской таможни 20.11.2006