15.07.05

Петр Баклаков: Осуществление ВЭД требует ясности и объединения

Статья заместителя начальника Главного управления организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы РФ Петра Баклакова

За окном 2005 год - и, разумеется, российская тамоґженная служба не может использовать те механизмы, которые применяла 10 лет назад. Меняется бизнес - меняґемся и мы: в менталитете, отношениях, в том числе с бизнес-сообществом, и при этом ставим перед собой еще дополнительную задачу - создать новые инструменґты, новые механизмы, предоставив возможность их исґпользования бизнесу.

Что нужно бизнесу и таґможенной администраґции? На наш взгляд, чтобы таможня не мешала бизґнесу, но только бизнесу легальґному. Основная цель любых торґговых операций - получение макґсимальной прибыли и минимизаґция расходов и издержек за счет, в первую очередь, миниґмизации или снижения налоговоґго бремени, а во-вторых, появлеґния возможности прогнозировать собственные бизнес-потоки и лоґгистику. Первое направление - компетенция Правительства РФ, а второе - Федеральной тамоґженной службы. Следовательно, наша цель - организовать ясные и понятные условия осуществлеґния внешнеэкономической деяґтельности, создать качественные таможенные услуги, способствуя минимизации ущерба, связанноґго с перемещением товаров чеґрез границу.

ФТС определила два главґных направления по вопросу унификации таможенных формальностей: первое - унификаґция таможенных процедур с мировыми стандартами, и в особенности стандартами, приґменяемыми к ЕС; второе - это внедрение механизмов взаимоґдействия с добросовестными участниками ВЭД.

Как мы работаем по первому направлению? Сразу остановлюсь на проекте зеленый коридор , реализованном совместно с финґской и шведской таможенными службами. Он предусматривает три этапа работы; обмен инфорґмацией о перемещаемых товарах по типу таможня-таможня в режиме реального времени; соґвместный допуск торговых операторов к этому проекту; миниґмизацию формальностей в месґтах таможенных пропусков и таґможенного оформления. Таким обґразом по проекту зеленый кориґдор сейчас еженедельно оформґляется до 40 траков, причем вреґмени на оформление в пункте пропуска уходит не более 10 миґнут. Рядом таможенных служб других стран ЕС также уже было изъявлено огромное желание учаґствовать в подобных проектах.

Другим проектом, требующим упоминания, является калининґградский транзит , цель котороґго - создать благоприятные усґловия перемещения российских товаров между Калининградской областью и остальной частью РФ через территорию Литвы. Раґбота велась, в основном, в наґправлении обеспечения российґских товаров. Приобретенный опыт достаточно уникален, поґскольку нам удалось интегрировать российскую информационґную систему в новую компьюґтерную транзитную систему, применяемую в странах ЕС. Мы, в качестве специализированноґго брокера, получили доступ к литовскому сегменту, через коґторый передаем в соответствии с правилами и стандартами МСТС информацию, используемую при перемещении российских товаґров через территорию Литвы.

Отдельного комментария заґслуживает унификация таможенґных документов со стандартами ЕС. Ее первоначальным этапом является работа по унификации и приведению таможенной декґларации в единообразие с адмиґнистративными документами. Цель этих действий - возможґность присоединения к Конвенґции по упрощению формальносґти торговли товаром и Конвенґции О процедуре общего транґзита с ЕС . На состоявшемся 19 апреля 2005 года заседании подкомиссии РФ и ЕС по пограничному и трансграничному соґтрудничеству было достигнуто согласие о необходимости техґнической поддержки, позволяґющей создать в РФ новую транґзитную систему, совместимую с транзитной системой стран ЕС и технически весьма похожую на МСТС. Это позволит участникам внешнеэкономической деяґтельности подавать транзитные декларации в электронном виде и получать электронное уведомґление об успешном окончании (либо неокончании) транзита. Цель этих мероприятий - гармонизация таможенных процедур.

Что касается упрощения, то сегодня основным механизмом создания благоприятных услуг для добросовестных операторов явґляется работа в рамках статьи 68 Таможенного кодекса, то есть использование специально упроґщенной процедуры таможенного оформления. Приказом Министерґства экономического развития и торговли от 27 января 2005 года 9 утвержден порядок устаґновления упрощенных процедур, включающий возможности: храґнения на собственных либо аренґдованных складах; использоваґния предварительного деклариґрования посредством неполной периодической или неполной декґларации; подачи периодической декларации на товары, находяґщиеся на складе товарополучаґтеля;
выпуска товаров до подаґчи грузовой таможенной деклаґрации.

Претендовать на упрощенную таможенную процедуру может любая организация, не имеющая вступивших в силу постановлеґний по делам об административґных правонарушениях и не подґвергнутая административному наґказанию. Кроме того, организаґция должна вести систему учеґта коммерческой документации, соответствующую приказу 9 МЭРТ, и осуществлять внешнеґэкономическую деятельность не менее трех лет.

Статья 68 направлена на упґрощение таможенных формальґностей при ввозе товаров вне зависимости от используемого таможенного режима. Упрощенґные процедуры могут применятьґся в любом таможенном органе РФ по желанию заявителя.

При обращении в таможенные органы по установлению тамоґженных процедур необходимо подать заявление, а также обяґзательство о ведении коммерґческой документации в соответствии с установленным порядґком. В заявлении должны быть точно указаны те сведения, коґторые предусмотрены приказом Министерства экономического развития и торговли, иначе по формальным признакам компаґниям в декларировании будет отґказано.

Наряду с работами, предусґмотренными статьей 68 Тамоґженного кодекса, мы активно внедряем систему электронного декларирования. В механизм ее реализации заложено два принґципиальных момента: самодоґстаточность подачи одной груґзовой таможенной декларации без предоставления дополнительґных документов и сведений (приґчем в рамках системы управлеґния рисками таможенник может потребовать предоставления иных сведений, но только в электронґном виде) и, во-вторых, строяґщиеся только в рамках инфорґмационного взаимодействия, без физического контакта, взаимоґотношения декларанта и тамоґженного органа. У декларанта, находящегося на расстоянии тыґсячей километров от таможенґного поста, есть возможность декґларировать товары без непосредґственных предоставления докуґментов и взаимодействия с инсґпектором таможенного поста. Плаґнируется, что к концу 2005 года возможность электронного декларирования появится в 56 таґможенных постах РФ.

Все вышеперечисленное - это проекты, которые осуществляются на сегодняшний момент. Что мы планируем в дальнейшем? В первую очередь - развивать сиґстему предварительного инфорґмирования таможенных органов РФ. Сегодня в Северо-Западном, Дальневосточном регионах реаґлизуется порядка пяти различґных экспериментов. ФТС накоґпила достаточно знаний и пониґмания тех проблем, с которыми она будет сталкиваться и реґшать в будущем.

Все эти знания воплощаются в разрабатываемой концепции предварительного информироваґния таможенных органов. Данґный инструмент применяется во многих таможенных службах мира, в первую очередь - США и Великобритании, и интересен как для бизнеса, так и для таґможенной службы - с учетом роста террористической опасноґсти и необходимости сокращеґния таможенной формальности. Поскольку дополнительная информация ведет к транспарентґности и взаимопониманию.

Другой, обращающий на себя внимание механизм, - диффеґренцированный подход для отґдельных внешнеэкономических операторов. Цель его - разраґботка выполнения отдельных внешнеторговых операций с учеґтом логистики и бизнес-процесґса участника внешнеэкономичесґкой деятельности. Данная рабоґта может осуществляться как в рамках статьи 68 Таможенного кодекса, так и вне ее.

В таможенных службах, приґменяющих современные инструґменты таможенного оформления и контроля, используют понятие таможенного оператора. К соґжалению, мы не можем пока апеллировать подобным инстиґтутом, но должны стремиться к тому, создавая благоприятные усґловия для легального бизнеса.

Данный вопрос требует дополґнительной проработки - со стоґроны как юридической, так оргаґнизационной. Все мероприятия в этом направлении проводятся с одновременным внедрением комплексной системы управлеґния рисками, разработанной нами на базе применения опыта стран ЕС, Америки.

Поставленная цель (полная реґализация статьи 358 Таможенґного кодекса, определяющей дифґференциацию мер таможенного контроля в отношении лиц, транспортных средств, товара) достиґгается системно, поэтапно, хотя, конечно, и существуют опредеґленные проблемы. Планомерность работы по всем упомянутым выше направлениям, а также комплексный подход создают основу для дальнейшей интеграґции РФ в процесс развития торґговых взаимоотношений со страґнами ЕС, с европейским торговым пространством.

Финансы, экономика, безопасность 5-6, 2005 г.