20.09.12

Перспективы тарифного регулирования в условиях вступления России в ВТО

Россия, в рамках соглашения о присоединении к ВТО, приняла на себя обязательства снизить тарифы по большому числу товарных групп — именно эти изменения зафиксированы в 57 двусторонних соглашениях, заключенных Россией со странами-членами ВТО и по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 9,5% в 2011 году.

К снижению импортных пошлин наиболее чувствительными оказались машиностроительная и сельскохозяйственная отрасли, а также отрасли легкой промышленности и строительных материалов. Импортом товаров данной категории занимаются около 1300 участников ВЭД Ростовской области и на их долю в 2011 году пришлось 50% внешнеторгового импорта области или более 2,5 млрд долл. США.

Большое беспокойство при вступлении России в ВТО выражали отечественные предприятия, выпускающие сельхозтехнику. В этой связи следует отметить, что введение более жестких протекционистских мер для защиты отечественных производителей с февраля 2009 года привело к десятикратному сокращению количества ввозимых импортных зерноуборочных комбайнов. Если ежегодно парк зерноуборочных комбайнов в период 2006-2009гг. пополнялся в среднем на 600 машин, то после установления более высокой ставки таможенной пошлины в период 2009-2010гг. – в среднем на 60 шт. ежегодно, а в 2011 году ввоз этого товара не осуществлялся. К группе риска относятся также производства, характеризующиеся высоким исходным уровнем протекционизма и незначительной долей экспорта в выпуске.

Кстати, меры таможенного тарифного регулирования являются действенным регулятором объемов внешнеторговых потоков. Снижение тарифов, как правило, обуславливает наращивание объемов импорта, усиливает конкуренцию на внутреннем рынке.

Так, если в период действия 15%-й ставки импортной пошлины на картофель за 1 полугодие 2009-2010гг. ввоз картофеля составлял порядка 140 тыс. тонн, то при установлении 0-й ставки пошлины объемы ввоза в 1 полугодии 2011г. выросли почти в 2,5 раза, составив 340 тыс. тонн. При этом цена увеличилась в среднем на четверть с 0,46 долл. США/кг до 0,61 долл. США/кг.

К таким же результатам привела отмена пошлины на цемент в 2008 году. Несмотря на то, что импортная пошлина на цемент не высока и составляет всего 5%, установление 0-й ставки пошлины в январе-октябре 2008 года привело к увеличению ежемесячных объемов ввоза в 7 раз (с 47 тыс. тонн до 340 тыс. тонн ежемесячно).

Учитывая тот факт, что многие позиции, по которым Россия приняла обязательства по снижению тарифов, являются значимыми статьями импорта Ростовской области, а также корреспондируют с выпускаемой в регионе продукцией сельского хозяйства и товаров с глубокой степенью переработки, в частности, сельскохозяйственной техники, вопросы конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке в условиях жесткой конкуренции станут еще более актуальными. Следует ожидать ассортиментных сдвигов в товарной структуре: увеличения удельного веса импортных продуктов на 15-20%, с/х техники, лекарственных препаратов, компьютерной техники, одежды и т.д. В экспорте наиболее важными для участников ВЭД Ростовской области являются вопросы, связанные с поставками зерна. Зерно не попадает в перечень позиций, по которым Россия взяла на себя обязательства по экспортным пошлинам. В него в основном вошли товары, по которым уже применялись такие пошлины. Никаких ограничений в отношении введения экспортных пошлин на зерно нет.

Еще одним фактором последствий вступления России в ВТО станет снижение суммы доходов, администрируемых таможенными органами, поступающих в федеральный бюджет. Общая сумма потерь федерального бюджета от снижения импортного тарифа при сохранении прошлогоднего объема импорта, декларируемого участниками ВЭД ЮФО, предположительно может составить 440 млн руб.

Присоединение к ВТО непосредственным образом отразилось на размере ставок таможенных сборов за таможенные операции. Согласно положениям постановления Правительства РФ с даты присоединения России к ВТО снижен верхний предел ставок таможенных сборов за таможенные операции – 30 тыс. рублей за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более (до вступления в ВТО – 50 тыс. рублей за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 30 000 тыс. рублей включительно, 100 тыс. рублей – за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 30 000 тыс. рублей 1 копейку и более).

Следует отметить, что важной задачей большинства государств мира в области регулирования международного товарообмена является ограничение и защита, как национальных производителей, так и потребителей. Поэтапное снижение уровня тарифной защиты странами в процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО вывела в качестве эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара. К нетарифным мерам относятся практически все меры, используемые государством для регулирования торговли (за исключением тарифов) и направленные на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров. В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер. С момента вступления России в ВТО списки товаров, попадающих под те или иные ограничения при перемещении товаров и помещении их под таможенные процедуры, практически не изменились и продолжают действовать.

Пресс-служба Южного таможенного управления