16.02.05

Отмена пошлин на комплектующие ударит по российскому бизнесу



Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предложило снизить пошлины на импорт комплектующих для сборки иномарок в России. Документ вчера был направлен на утверждение в правительство. Предполагается, что пошлины будут снижены с 10-15% до 3%, а на отдельные автокомпоненты полностью отменены. По примерным расчетам Газеты, это практически не повлияет на конечную стоимость собираемых в России иномарок (см. таблицу на странице 21). Более того, это решение нанесет удар по мелким и средним предприятиям, производящим комплектующие для российских автопроизводителей: отечественный рынок будет завален дешевой китайской продукцией. Об этом правительству известно: как следует из письма депутатов Нижегородской области, после отмены пошлин примерно 100 тысяч человек потеряют работу.

В конце прошлой недели глава МЭРТ Герман Греф заявил о готовящейся отмене пошлин на ввоз в Россию комплектующих деталей для последующего производства иномарок. Вчера, как сообщил Газете близкий к правительству источник, проект по снижению этих пошлин с действующих 10-15% до 0-3% был отправлен на рассмотрение правительства.

Снижение пошлин на автокомплектующие приведет к сокращению издержек автосборочных предприятий, а следовательно, и к снижению себестоимости автомобиля. По мнению разработчиков документа, это позволит привлечь в Россию новые иностранные автоконцерны, которые пока занимают выжидательные позиции в отношении российского рынка.

В карман производителю

Иностранные концерны не раз обращали внимание правительства России на "некомфортный" таможенный и налоговый климат в стране. По словам пресс-секретаря совместного предприятия (СП) "Автофрамос", созданного правительством Москвы и компанией Renault, Ванессы Леви, при организации СП в 1998 году разница между импортом готовой продукции и комплектующих составляла около 20%. Позже эта цифра уменьшилась за счет понижения пошлины на иномарки до 10-15%. "Наши предложения по снижению пошлин на ввоз комплектующих должны лишь вернуть производству иномарок в России прежнюю рентабельность", - говорит Леви.

Об этом говорит и гендиректор Национальной ассоциации поставщиков автомобильных компонентов (НО "НАПАК") Михаил Блохин. По его словам, сегодня компонентами считаются уже и детали кузова автомобиля, а их составляющая в себестоимости машины равна примерно 80%. "Повышение рентабельности за счет снижения пошлин станет дополнительной прибылью для иностранных производителей", - говорит Блохин. Дешевеющий ввоз автокомплектующих в страну взволновал отечественные автопредприятия. Объединение автопроизводителей России (ОАР) выступило с критикой планов правительства. На имя премьер-министра Михаила Фрадкова было направлено обращение, в котором говорилось, что снижение пошлин может нанести серьезный удар по экономике. По словам президента ОАР Евгения Левичева, снижение импортных пошлин отрицательно скажется на развитии производства автокомплектующих в России.

Цены практически не изменятся

Дело в том, что льготный ввоз автокомплектующих не сильно повлияет на конечную цену собираемой в России иномарки (см. таблицу). Большинство действующих автосборочных производств либо располагаются в свободных экономических зонах, либо освобождены от пошлин. Например, совместное предприятие по производству в Тольятти Chevy Niva по инвестиционному соглашению обязалось довести со временем долю российских комплектующих до 100%. Но с отменой пошлин делать это будет невыгодно - китайские производители будут предлагать свою продукцию по более низким ценам, быстро приспособившись под заказы российских производителей. К тому же уже сейчас иномарки низшего ценового сегмента почти выровнялись с российскими легковушками.Заявленная цена Renault Logan, который начнет сходить с московского конвейера летом этого года, составляет 8900 долларов. В прошлом году уже каждый третий проданный автомобиль был иностранного производства. Их продажи увеличились с 217 тысяч в 2003 году до 405 тысяч автомобилей в минувшем году. По оценкам экспертов, к 2010 году продажи иномарок сравняются с российскими легковушками, а объем российского производства иностранных концернов может составить 400-450 тысяч автомобилей. При этом объемы производства российских автозаводов вряд ли будут расти.

Заводы могут встать

Существует другая угроза при отмене пошлин на автокомпоненты - рост производства в Китае. Уже в прошлом году Поднебесная почти догнала Россию по выпуску автомобилей - свыше 1 млн. штук. При этом в этой стране имеется значительный переизбыток комплектующих. Это автомобильные коврики, электроника, небольшая штамповка, изделия из металла и прочее. Если пошлины на их ввоз будут отменены, небольшие российские производители не смогут конкурировать с дешевой китайской рабочей силой. Помимо Объединения автопроизводителей России с обращением в адрес правительства выступил профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного транспорта, депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. По мнению депутатов, конкуренция с китайскими производителями может привести к тому, что только "в Нижегородской области до 100 тысяч человек могут потерять работу".

В России уже работают шесть иностранных автопроизводителей. Ford Motor Company комплектует на заводе во Всеволожске Focus. СП "GМ-АвтоВАЗ" собирает Chevrolet Niva и Chevrolet Viva, а на таганрогском ТагАЗе выпускаются Hyundai Accent и Sonata. На калининградском "Авто-торе" организована сборка нескольких моделей Kia, а также BMW и Hummer. "Иж-Авто" производит лицензионные Kia Spectra, а московский "Автофрамос" наладил отверточную сборку Renault Symbol. В конце следующего года внедорожники на УАЗе начнет собирать южнокорейская SsangYong. В ближайшие два года российское производство иномарок могут пополнить Volkswagen (моделью Touran) и Toyota (моделями Corolla и Camry). При этом если в 2003 году с российских конвейеров сошло 53, 6 тыс. иномарок, то в прошлом году этот показатель составил уже 133 тыс. авто.

История пошлин

О возможности снижения пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей иностранного производства в правительстве заговорили весной прошлого года. До этого только некоторым иностранным компаниям было разрешено ввозить автокомплектующие по льготным ставкам (осенью 2002 года правительство России снизило таможенные пошлины на ввозимые "Автофрамосом" автокомплектующие с действующих 30 до 10-15%). В апреле 2004 года после встречи главы российского правительства Михаила Фрадкова с председателем Еврокомиссии Романо Проди было принято решение о снижении максимальной таможенной ставки на новые иномарки с 35 до 20%. Тогда же российскому правительству стало ясно, что многолетняя поддержка российских автозаводов при помощи заградительных пошлин не дала результатов - вместо повышения качества они лишь поднимали цены. Министерство промышленности и энергетики России (Минпромэнерго) выступило с предложением снизить импортные пошлины на комплектующие для сборки иномарок в России в 10 раз (с 30 до 3%) и привлечь таким образом в страну иностранные автоконцерны.

Газета 16.02.05