12.09.02

Основания проверок

Вопрос:

При очередном оформлении партии товара для отправки за рубеж на таможне нам пообещали устроить проверку с пристрастием . Что за этим может стоять? Есть ли у фирмы какие-то возможности защитить свои интересы?
В. Кузьмин, предприниматель, Псковская обл.

Ответ:
Действительно, таможенная инспекция имеет право провести проверку деятельности вашей фирмы. Однако существуют рамки, за которые проверяющие не могут выйти. Например, обоснованность ее проведения в каждом конкретном случае тщательно изучается непосредственно руководством таможенного органа, которое в конечном итоге и принимает решение.
При проведении плановых мероприятий инспекционные проверки заранее согласовываются с вышестоящим таможенным органом. Сроки проведения проверки ограничены двумя месяцами. При проведении встречной проверки или в случае обнаружения серьезных нарушений ее продолжительность может быть увеличена до трех месяцев.
Существует правило, что численность и персональный состав группы проверки должны быть обязательно идентифицированы руководителем, назначившим проверку. В случае какого-либо сомнения руководители подконтрольного объекта могут в любое время установить должностную принадлежность и компетенцию проверяющих.
Непременное условие составить по окончании проверки акт. В нем должны быть изложены документально подтвержденные факты правонарушений, выявленные в процессе проверки. Если правонарушение не обнаружено это также фиксируется в акте.
При проведении проверки с вас могут потребовать свидетельство о госрегистрации, справку из Госкомстата России, документы по исполнению договоров и контрактов и ряд других документов. Их перечень ограничен и приведен в Положении об организации инспекционной деятельности таможенных органов РФ (приказ ГТК России от 02.04.2002 300).
Данный документ, пояснил корреспонденту ЭЖ заместитель начальника Управления Таможенной инспекции ГТК России Андрей Рязанов, разработан для сведения воедино требований ранее действовавших многочисленных инструкций и рекомендаций как Таможенного комитета, так и иных контролирующих органов. Он построен на основании статей Таможенного и Налогового кодексов России и создан с учетом опыта проведения инспекционных мероприятий. В документе строго расписаны действия должностных лиц таможенных органов и порядок проведения проверок . Как рассказал А. Рязанов, основной целью применения Положения является упрощение таможенных процедур, форм и методов контроля за товарами и деятельностью участников ВЭД.
Положение четко ограничивает действия проверяющих лиц. Оно упрощает воздействие на таможенников, совершающих неправомерные действия по отношению к участникам ВЭД; позволяет воспрепятствовать проявлению элементов коррупции и взяточничества, считает А. Рязанов.
Следует иметь в виду, что в Положении помимо прочего определен еще порядок взаимодействия таможенных органов с налоговыми полицией и инспекцией, МВД, ФСБ России, то есть иными правоохранительными и контролирующими органами, а также с таможенными органами других государств.

"Экономика и жизнь" 36