18.11.08

Ошибок лучше не допускать

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Сергей Шохин встретился в Филях с представителями Ассоциации Европейского бизнеса, которая уже давно, тесно и плодотворно взаимодействует с ФТС России.

Генеральный директор АЕБ Франк Шауфф от имени членов своей организации тепло приветствовал представителей таможенной службы и выразил надежду, что нынешняя встреча, как и всегда, принесет обоюдную пользу сторонам. Вести дискуссию со стороны предпринимателей герр Шауфф поручил Дмитрию Чельцову – председателю Комитета АЕБ по вопро- сам транспорта и таможни.

Дмитрий Чельцов отметил, что экономика России усиленно развивается, и в немалой степени этому способствует деятельность компаний – таможенных брокеров, оформляющих огромные партии товаров. Однако здесь складывается нездоровая ситуация. Как известно, в законе есть четкое определение, когда компания может быть исключена из Реестра таможенных брокеров. Но как определить грань между злонамеренным нарушением таможенного законодательства, цель которого избежать или снизить сумму таможенных платежей, и досадной ошибкой, опечаткой, прокравшейся в ГТД у вполне добросовестного участника ВЭД?

Представители таможенной службы ответили, что для установки критериев оценки степени вины декларанта необходимо внести соответствующие изменения в Таможенный кодекс. Потому что, не имея этих критериев, таможенники не могут объективно разобраться в подоплеке ошибки. Причем, по мнению ФТС России, такие критерии должны быть разработаны не только для компанийброкеров, но и для перевозчиков, владельцев складов временного хранения – в общем, для участников ВЭД в целом.

– Мы прекрасно понимаем, – отметил Сергей Шохин, – что в процессе работы может возникнуть всякое. И по статистике выходит, кто больше работает, у того и ошибок больше…

Вопрос этот в ФТС России на контроле. Но, конечно, участнику ВЭД лучше действовать в соответствии с принципом «семь раз отмерь» и не доводить дело до ошибок. Из пятидесяти одного представителя АЕБ на встрече присутствовали 13 дилеров известных фирм-производителей автомобилей и запчастей. Некоторые из них пожаловались на несовершенство приказа ФТС, регламентирующего упрощенный порядок контроля для добросовестных участников ВЭД. Таможенники признали: да, приказ откровенно устарел, сейчас готовится новый проект в части, что касается автодилеров. Причем среди представителей автомобильного бизнеса развернулась внутренняя дискуссия, потому что упомянутый приказ «не работал» далеко не у всех. В результате решено в будущем сентябре провести в ФТС России встречу конкретно с автодилерами и там уже все подробно обсудить. Дмитрий Чельцов озвучил следующий вопрос: возможно ли внесение изменений в ГТД и доплата таможенных платежей, ежели ошибка обнаружена уже после выпуска товара? Первый заместитель ГУОТОиТК Сергей Алексеев ответил, что проект такого документа подготовлен и проходит согласование внутри ФТС России. Но применяться он будет, если ошибка не связана с корректировкой таможенной стоимости и, соответственно, таможенных платежей. Потому что по действующему КоАП такая ошибка уже не ошибка, а административное правонарушение.

Приближается время больших очередей в автомобильных пунктах пропуска. Удалось ли улучшить ситуацию на МАППах, чего ожидать участникам ВЭД – таков был заключительный вопрос встречи. На что Сергей Алексеев заметил, что одна из причин очередей на границе кроется в неравномерном распределении грузопотоков в течение года. Так что участникам ВЭД надо не только сетовать на нерасторопность таможенников, а составлять график поставок таким образом, чтобы не перегружать МАППы в декабре. Особенно если учесть, что их реальная пропускная способность и так здорово превышена.

Каждый утро на стол Алексеева ложится сводка о ситуации в пунктах пропуска. И потому он с полной ответственностью заявил: длина очередей на МАППах многими СМИ сильно преувеличена.

В МАПП Бурачки сейчас стартовал эксперимент по внедрению принципа «одного окна». Он, по словам С.Шохина, показал хорошую эффективность. Время прохождения МАПП одним грузовиком сократилось до часа, но, по словам С. Алексеева, это все равно много. Снова зашел разговор о ФЗ №266, который существует пока только на бумаге.

Еще один способ сократить очереди – специализация МАПП. Сейчас автовозы из Финляндии идут к нам только через Светогорск и Брусничное, это на 10 процентов увеличило их пропускную способность. Так что резервы улучшения ситуации есть. Подробнее эти вопросы будут рассмотрены на ближайшем заседании коллегии ФТС России в конце августа.

В заключение встречи стороны поблагодарили друг друга за конструктивный разговор. Франк Шауфф выразил надежду, что подобные мероприятия будут проходить регулярно, хотя бы два-три раза в год.

Журнал "Таможня"