04.12.02

О конфискации товара у добросовестного приобретателя

Вопрос: Подлежит ли конфискации товар у добросовестного приобретателя, не осведомленного на момент приобретения товара о том, что товар не прошел таможенное оформление? Какие санкции предусмотрены в этом случае в отношении добросовестного приобретателя?

Ответ:

Частью первой статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.99 N 8-П положение части первой ст. 131 Кодекса признано соответствующим Конституции Российской Федерации.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что по смыслу данного положения товары и транспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не завершено, не могут быть выпущены для свободного обращения, ими никто (ни собственник, ни любое иное лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу) не может пользоваться и распоряжаться и, следовательно, в отношении них не могут совершаться сделки, в том числе договор купли - продажи. Сделки, которые заключены вопреки данному положению, не соответствуют требованиям закона.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20.05.97 N 8-П в случае таможенного правонарушения конфискация применяется к имуществу, использование которого носит противоправный характер и нарушает публичные интересы. В этом смысле конфискация как способ защиты публичных интересов выступает в качестве санкции за противоправное деяние, субъектами которого согласно статье 380 ТК РФ являются не только собственники имущества, но и иные лица.

Конфискацией орудия согласно ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственностью субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14.05.99 N 8-П при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, в которых предполагается в качестве санкции конфискация товаров и транспортных средств у приобретателя или возложение на него обязанностей по уплате таможенных платежей, доказывание его вины в таком нарушении осуществляется в соответствии с таможенным законодательством с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации.

В частности, если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, это в соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом Российской Федерации в данном постановлении, дает основания говорить о его вине в форме неосторожности.

В соответствии с ТК РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (ч. 8 ст. 124).

При взыскании соответствующих сумм в установленном законодательством порядке могут применяться меры обеспечения исполнения требований таможенных органов, а также меры в рамках исполнительного производства, в том числе связанные с ограничением владения, пользования и распоряжения имуществом, имеющим обременение в части таможенных обязанностей, в частности, его изъятие (арест) как процессуальная мера обеспечения производства по делам о нарушениях норм таможенного законодательства, которая в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации может применяться и по решению таможенного органа, что не препятствует его обжалованию в суд (постановление от 11.03.98).

Заместитель
начальника Управления -
начальник правовой службы
В.И. Рягузов