06.12.23

NF Group: доля BTS-сделок со складами в 2024 году достигнет рекордных 85%

РИА Недвижимость. Доля сделок со складской недвижимостью в формате build-to-suit (BTS, строительство под заказчиков) в России в 2024 году достигнет рекордных 80-85%, прогнозируют в консалтинговой компании NF Group.

"Рост обусловлен как предпочтениями основных потребителей складов – компаний из сферы e-commerce и розничной торговли, имеющих четкое техническое задание для своих помещений, так и желанием некоторых девелоперов участвовать исключительно в проектах BTS. Последнее связано с тем, что банки сегодня охотнее финансируют именно проекты под конкретных заказчиков", – говорится в сообщении компании.

По ее подсчетам, в 2023 году общий объем сделок с качественной складской недвижимостью в Московской и Петербургской агломерациях достигнет рекордных 3,3 миллиона и 900 тысяч квадратных метров соответственно. В остальных регионах России показатель также будет самым высоким за историю наблюдений – около 1,8 миллиона квадратных метров. Общий объем поглощения по стране достигнет 6 миллионов "квадратов", что на 30% выше итогов рекордного 2021 года.

Аналитики компании отмечают, что в течение 2023 года в России наблюдалось стремительное восстановление спроса на сделки в формате build-to-suit – в целом по стране их доля достигла 49%. В Московском регионе на них пришлось 33% общего объема сделок, в Петербургской агломерации – 53%, в других регионах – 76%. "Последний показатель стал абсолютным рекордом, так как доля BTS-сделок в нестоличных субъектах РФ ранее за всю историю наблюдений не превышала 61%. В Московском регионе максимальный показатель (47%) был зафиксирован в 2020 году, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2019 году – 55%", – отмечается в сообщении.

По данным NF Group, в 2023 году основными потребителями складских площадей по всей стране оставались онлайн-ритейлеры, доля которых в общем объеме сделок составила 48%. На транспортные и логистические компании пришлось 14%, на розничную торговлю и дистрибуцию – 14% и 12% соответственно. Основными драйверами роста сделок в формате BTS были представители онлайн-торговли и розничный ритейл – их доля составила 77% всех BTS-сделок.