08.06.05

Мишель Дане: Россия может стать примером

Перед вылетом в Брюссель генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Мишель Дане дал интервью нашему журналу.

- Г-н Дане, что послужило при чиной для разработки новых стандартов ВТО по содействию торговле и обеспечению ее безопасности?


- Сначала я хотел бы подчеркнуть, что подготовленный документ не является плодом усилий только Секретариата Всемирной таможенной организации. Это коллективный труд. В его разработке участвовали представители двенадцати наиболее продвинутых таможенных администраций государств-членов WCO. В их числе и представители российской таможенной службы. Были учтены в этой работе также мнения и предложения предприятий и компаний, занимающихся международной торговлей.

Всемирная таможенная организация объединяет 165 государств. На них приходится почти 90 процентов мирового торгового оборота. Поэтому задача по упрощению торговли является естественной для нас. С самого начала своего существования Всемирная таможенная организация стремилась к тому, чтобы таможня играла позитивную роль в торговом обмене, а не становилась его тормозом. В этом направлении WCO работает совместно с Всемирной торговой организацией. И сегодня в рамках коммерческих обменов между странами все гармонизировано, то есть существуют международные правила, которые применяются ко всем перевозкам товаров.

Однако трагедия 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и последующие террористические акты в других странах показали, что мир стал более опасным. Поскольку границы закрыть невозможно, возникла необходимость в механизме, который бы сочетал меры по содействию торговле с мерами по обеспечению безопасности торговых потоков. Правительство США приняло в этой связи две программы - по безопасности морских контейнерных перевозок, которая охватила 34 порта главных торговых партнеров США и создание системы особых партнерских отношений между таможней и предприятиями. Сегодня в нее уже входят 9 тысяч американских компаний.

Однако проблемы безопасности в глобальном плане силами одной страны не решить. Два года назад главы большой восьмерки на встрече в Канаде обратились к международным организациям, чтобы они подумали над тем, как осуществлять торговые обмены с максимумом безопасности.

- Расскажите немного о проекте, чтобы наши читатели могли составить о нем представление.

- Это рамочный документ по безопасности и содействию торговле, который в июне будет представлен для рассмотрения всем генеральным директорам, руководителям национальных таможен государств-членов WCO. Они должны будут его принять и в дальнейшем реализовывать его положения на практике

Безопасность мы рассматриваем в широком смысле, не только как способы обезопасить логистические цепи предприятий. Важна также и экономическая, финансовая безопасность. В развивающихся странах таможенные платежи часто единственный источник доходов бюджета.

Рамочный документ определяет четыре основополагающих принципа, которые дают представление каким будет таможенное оформление завтра и что такое безопасность.

Первый принцип - это предварительный обмен данными по товарным поставкам в автоматическом режиме. Этот принцип позволяет не только отказаться от бумажных технологий во всем мире, но и заранее подготовить таможенное оформление в стране импорта, что очень важно для обеспечения бюджетной безопасности. Второй важный момент - создание системы анализа и управления рисками, чтобы иметь возможность досматривать только те поставки, которые представляют реальную угрозу.

Третий принцип - это систематическое внедрение технологий для контроля на границе транспортных средств, физического контроля. В этой связи мы просим всех членов Всемирной таможенной организации обзавестись соответствующим до смотровым рентгеновским оборудованием.

И четвертый принцип - это создание сильных партнерских отношений с предприятиями. Государство не в состоянии делать все, и поэтому оно должно опираться на компании, которые инвестируют в безопасность, проверяют, насколько соответствуют условиям безопасности их склады, нет ли среди персонала лиц, находящихся в розыске. Организации, которые добровольно пойдут на такое сотрудничество и будут соблюдать определенные нормы и рекомендации таможни и государства по безопасности, получат особый статус, гарантирующий им преимущества при таможенном оформлении.

Таким образом, рамочный документ основывается на двух принципиально важных процессах - на развитии взаимодействия таможенных органов разных стран и на партнерских отношениях между таможней и предприятиями, которые захотят на добровольных началах участвовать в этой работе.

- Вы сказали, документ - рамочный. А кто будет наполнять его конкретным содержанием, если он будет принят?

- А это уже на ответственности национальных таможенных администраций, поскольку каждая из них находится в своей специфической ситуации. Пока ни один член WCO не готов на практике применить этот рамочный документ. Могу привести пример США. Американцам придется частично изменить свое законодательство, чтобы иметь возможность обмениваться информацией с другими таможенными администрациями, так как оно не всегда соответствует рамочному документу.

Многие развивающиеся страны не могут применять рамочный документ, им для этого необходимо значительно укрепить свой потенциал, поднять уровень администрирования, доработать законодательство.

- А каковы перспективы у России?

-Хотя ваша страна формально пока не присоединилась к новой редакции Киотской конвенции, у нее есть современный Таможенный кодекс, <оторый соответствует международным стандартам и в который вошли элементы этой конвенции. Необходимы, конечно, определенные усилия по адаптации, но это минимальная работа. Российская таможня всегда была привержена тому, чтобы приближать свою практику к требованиям международных стандартов. Сейчас в соответствии с этими стандартами осуществляется ее модернизация. По динамике развития она среди лидеров. Постоянное развитие в принципе должно быть естественным состоянием всех таможен. Это вытекает из специфики их деятельности, им все время приходится адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы отвечать ожиданиям правительств и бизнеса. В этом смысле модернизация таможни никогда не может быть завершена, и это отличает ее от других служб и ведомств. Однако, наблюдая за Россией, должен сказать, что эволюция в ней происходит постоянно, но не быстро. Поэтому нельзя просто что-то взять на стороне и навязать это российским компаниям. Значительную часть пути вам еще предстоит пройти.

Сейчас главное, чтобы рамочный документ был принят, тогда на его основе можно будет осуществлять переход на принципиально новую философию таможенного оформления. Надеюсь, 12 администраций, которые принимали участие в его подготовке, инициируют этот процесс. Ведь если такая большая страна, как Россия, примет документ, то наверняка ее примеру последуют и другие, в том числе ее ближайшие соседи.

- Чтобы привести торговые пути в соответствие со стандартами по безопасности, придется потратить немалые средства. Не станет ли это препятствием для реализации проекта?

- Безусловно, безопасность имеет свою стоимость. Однако, как показал опыт США и как, уверен, покажет практика реализации рамочного документа, предприятия, которые привели в порядок свои логистические цепи непосредственно от зоны производства товара до зоны его конечного потребления, получают немалые выгоды от партнерства с таможней. Таможня их знает, доверяет, меньше контролирует, быстрее оформляет их товары. Кроме того, при выстраивании логистической цепи и ужесточении контроля за портовыми и железнодорожными инфраструктурами уменьшается число пропаж товаров, снижается стоимость страховки.

Сегодня выстраивать свой бизнес без учета фактора безопасности недальновидно. Торговля способствует экономическому росту, помогает в борьбе с бедностью, содействует прогрессу, но она также может быть подвергнута атакам террористов. Представьте, если в одном из портов взорвется контейнер с оружием массового уничтожения. Закроются все границы. Что станет с торговлей? Мы сразу окажемся отброшенными на полтора века назад.

Фактор безопасности существует, но мы хотим, чтобы он не доминировал и не мешал торговле. В рамочном документе безопасность и содействие торговле не противопоставляются, они просто сопровождают друг друга. Еще мы стремились к тому, чтобы содержание норм в рамочном документе соответствовало уже существующим международным правилам и чтобы они не создавали новых барьеров, которые будут мешать развитию мировой торговли.

- Пару часов назад Вы встречались с министром экономического развития и торговли России Герма ном Грефом. Какие вопросы вы обсуждали?

- У меня сложилось впечатление, что г-н министр живо интересуется таможенными проблемами и хорошо понимает, что сегодня стоит за словом таможня , какова ее роль в раз витии экономики. Беседа была откровенной и касалась в основном двух аспектов - возможностей WCO в плане содействия модернизации российской таможенной службы и их сотрудничества.

У Всемирной таможенной организации сейчас две основные функции. Первая - это создание норм и правил для упрощения таможенных процедур и обеспечения безопасности. Вторая - помощь в адаптации к этим нормам и правилам. Накоплен богатый опыт, которым мы готовы поделиться. Это может касаться вопросов обучения персонала, борьбы с контрабандой, инспектирования цены товаров, противодействия перемещению контрафактной продукции.
Беседовала Елена Гончарова

Журнал Таможня 10 от 24.05.05