15.03.04

Международный лизинг в России после изменения таможенного законодательства

Международный лизинг является перспективным способом приобретения многих видов импортного оборудования, необходимого отечественным предприятиям. Однако до настоящего времени неясность некоторых норм российского законодательства была одним из сдерживающих факторов развития этого вида лизинга. Что изменилось после вступления в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса РФ? Преодолены ли основные неясности и противоречия, мешавшие развитию международного лизинга?

Льгота, которой нельзя воспользоваться

В соответствии с Законом О финансовой аренде (лизинге) 1* компании, осуществляющие ввоз иностранного оборудования по договору лизинга, могут уплачивать таможенные платежи не в полном объеме, а лишь на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества.

В дальнейшем уплата таможенных платежей производится одновременно с уплатой лизинговых платежей или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей (п. 3 ст. 34 Закона). Однако следует отметить, что до вступления в силу нового ТК РФ такой порядок оплаты ГТК России признавал противоречащим таможенному законодательству 2*. По мнению таможенных органов, Закон о лизинге не может применяться к регулированию уплаты таможенных платежей как не относящийся к таможенному и налоговому законодательству 3*.

В связи с этим при ввозе лизингового имущества импортерам было предложено воспользоваться одним из таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ: выпуск товаров для свободного обращения (внутреннего потребления)4* или временный ввоз.

Режим выпуска для свободного обращения

Режим выпуска товаров для свободного обращения предусматривает единовременную оплату всей суммы таможенных платежей (ст. 164 ТК РФ). При этом ставки таможенных пошлин могут составлять до 25% от таможенной стоимости имущества, а таможенный НДС 18% (впоследствии уплаченные суммы НДС можно принять к вычету). Однако единовременная оплата таможенных пошлин со всей стоимости оборудования, естественно, является серьезным препятствием для реализации сделки, особенно если учесть, что лизингополучатель выплачивает аванс, как правило, в размере 20 30% от стоимости оборудования. Подобное положение сохранилось и в новом ТК РФ. Если предприятия не согласны с такой ситуацией, то, как и до вступления в силу нового Кодекса, они могут обратиться в суд с требованием о возврате таможенных платежей с неоплаченной части таможенной стоимости (ст. 34 Закона о лизинге). Для этого компании необходимо подтвердить уплату суммы таможенных платежей, например предъявив банковские документы. В таких случаях суды, как правило, поддерживают предприятия (постановления ФАС Центрального округа от 15.07.02 А36-196/8-01 и от 15.07.02 А36-197/8-01).

Режим временного ввоза

В соответствии с п. 2 ст. 212 ТК РФ при использовании режима временного ввоза таможенные пошлины и налоги выплачиваются ежемесячно в размере 3% от суммы таможенных платежей, которая подлежала бы оплате в случае выпуска товаров для свободного обращения. Однако до вступления в силу нового ТК РФ компании, ввозящие оборудование по договору лизинга, предпочитали не применять данный режим, поскольку это было нецелесообразно.

До 1 января 2004 года

До 2004 года срок режима временного ввоза составлял два года. По истечении этого срока имущество должно было быть либо вывезено с территории России, либо выпущено для свободного обращения. Поэтому по истечении двух лет появлялась необходимость продления срока временного ввоза (что находится в компетенции таможенных органов) либо перевода объекта лизинга в режим свободного обращения. И здесь возникал фактор неопределенности из-за риска непродления срока временного ввоза.

Другой причиной отказа компаний от использования режима временного ввоза является процедура выплаты таможенных платежей. Как правило, имущество по истечении лизингового договора оставалось в России. За два установленных года компании удавалось выплатить не 100% таможенных платежей, а 72% (24 мес. х 3%). Однако если срок временного ввоза таможенниками не продлевался, то для того, чтобы перевести товар в режим свободного обращения, компании необходимо было повторно заплатить 100%-ную сумму платежей.

Поэтому большинство компаний изначально делали выбор в пользу режима свободного обращения, хотя, как мы уже говорили, и этот режим был чреват определенными проблемами 5*.

После 1 января 2004 года

С принятием нового Таможенного кодекса проблемы с режимом временного ввоза были решены. Прежде всего следует отметить, что в соответствии с новым Кодексом срок временного ввоза для отдельной категории товаров продлен до 34 месяцев. К данной категории относятся основные производственные фонды при условии, что товары не являются собственностью российских компаний, пользующихся ими на территории России (п. 1 ст. 213 ТК РФ). Это как раз соответствует ситуации, когда в сделке участвуют иностранный лизингодатель и российская компания лизингополучатель. Через 34 месяца сумма оплаченных таможенных платежей достигает 100% и в соответствии с новым ТК РФ основные средства считаются выпущенными для свободного обращения (п. 5 ст. 212 ТК РФ). Кроме того, у российских предприятий появилась возможность произвести зачет ранее уплаченных таможенных платежей. Например, если срок временного ввоза составил два года и лизингополучатель выплатил 72% от суммы таможенных платежей, то при переводе имущества в режим выпуска в свободное обращение компании придется лишь доплатить оставшуюся сумму.

Личное мнение

Максим Туляков, генеральный директор ООО Международная лизинговая компания (Москва)

Увеличение срока временного ввоза, на мой взгляд, является позитивным изменением, поскольку появляется дополнительная возможность снижать в отдельных случаях таможенную составляющую в составе затрат лизинговой сделки. Таким образом, уменьшаются общая стоимость договора лизинга и соответственно финансовая нагрузка на лизингополучателя.

Еще одним положительным нововведением является то, что новый ТК РФ допускает корректировку таможенной стоимости при выпуске временно ввезенных товаров в свободное обращение (ст. 214 ТК РФ). В частности, декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров, произошедшее вследствие их естественного износа при эксплуатации. Корректировка таможенной стоимости производится при условии, если компания представит в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию.

Перспективы развития международного лизинга

Изменения, внесенные в Таможенный кодекс, значительно повысили привлекательность механизма международного лизинга. Ранее единовременное внесение всей суммы таможенных платежей являлось серьезным препятствием для реализации проектов международного лизинга. Теперь российские предприятия, приобретающие основные производственные фонды (прежде всего высокотехнологичное оборудование) по договорам международного лизинга, получили реальную возможность использовать режим временного ввоза с рассрочкой оплаты таможенных платежей. Беспроцентная рассрочка оплаты таможенных платежей на три года это существенное преимущество, в том числе благодаря экономии за счет эффекта временной стоимости денег. Однако следует отметить, что преимущества, получаемые согласно новому Таможенному кодексу, все же менее значительны, чем льготы, предусмотренные Законом о лизинге: ТК РФ предоставляет рассрочку максимум на 34 месяца, а Закон на весь срок договора лизинга. При этом на практике срок договора международного лизинга может составлять более пяти лет.

Таким образом, несмотря на изменения, внесенные в Таможенный кодекс, не все проблемы решены до конца, что в свою очередь может препятствовать росту объема и количеству сделок международного лизинга в России.

____________________________________________

1 Федеральный закон от 29.10.98 164-ФЗ О финансовой аренде (лизинге) (с изм. от 23.12.03).

2 Позиция Таможенного комитета была высказана в письме ГТК России от 24.05.99 01-15/14858 О применении Федерального закона от 29.10.98 164-ФЗ О лизинге .

3 После 1 января 2004 года все ранее изданные приказы ГТК России перестали действовать, а значит, до принятия новых приказов указанный в Законе порядок может применяться.

4 В редакции ТК РФ от 28.05.03 режим выпуска товара для свободного обращения заменен на режим выпуска товара для внутреннего потребления.

5 Подробнее об этом см. статью Российский рынок лизинга: спрос превышает предложение , Финансовый директор , 2003, 3.

"Виртуальная таможня" по материалам журнала "Финансовый директор" 15.03.04.