16.10.07

Личный прием граждан – гарантия права на обращение

Конституция Российской Федерации предоставила гражданам право на личное обращение в государственные органы, а Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) закрепил механизм реализации данного права. Формирование и последующее существование правового общества не возможно без ряда условий, в числе которых механизм оперативного контакта гражданина с государственным, в том числе таможенным органом, по разрешению возникающих вопросов. Функционированию данного механизма в полную силу способствует закрепленная Законом такая гарантия права на обращение, как организация личного приема граждан руководителями и уполномоченными должностными лицами государственных органов. В соответствии с требованием Закона население информируется о месте, днях и часах личного приема.

Так, например, личный прием граждан начальником Нижнетагильской таможни организован еженедельно по вторникам с 17 00 до 19 00 в кабинете № 216. Подобные графики личного приема имеют также начальники подчиненных таможенных постов. Обязательным условием личного приема гражданина является наличие у него документа, удостоверяющего личность. При этом необходимо отметить, что речь идет не только о паспорте, таким документом может быть любой документ, содержащий данные о гражданине и имеющий фотографию (например, водительское удостоверение). Наличие при себе документа удостоверяющего личность необходимо для заведения карточки личного приема гражданина, в которую заносятся изложенные при устном обращении факты и обстоятельства, результат рассмотрения устного обращения.

Необходимо уточнить, что личный прием ни в коей мере не ограничивает права гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных при устном обращении вопросов. Кроме того, если гражданин считает, что каким-либо решением, действием (бездействием) должностное лицо при личном приеме нарушило его права, свободы или законные интересы, либо создало препятствия к их реализации, либо на незаконно возложило какую-либо обязанность, то он вправе обжаловать такие решение, действие (бездействие). Так, например, обжалование решения, действия (бездействия) любого из начальников таможенных постов возможно в Нижнетагильскую таможню как вышестоящий таможенный орган либо в суд общей юрисдикции по месту нахождения таможенного органа либо по месту жительства гражданина.

Е. Катаргина
главный государственный таможенный инспектор (по контролю за соблюдением законности в таможенных органах) правового отдела Нижнетагильской таможни 16.10.2007