24.04.07

Лесной штрих-кодекс

В мае этого года в Сибирском таможенном управлении намечено проведение выездного заседания коллегии ФТС России по обсуждению проблем, связанных с экспортом леса и лесоматериалов.

Будут подведены итоги проводившегося в Иркутской таможне эксперимента по электронному поштучному учету лесоматериала на основе маркировки каждого бревна, который был пущен в конце 2005-го. О предварительных результатах эксперимента мы попросили рассказать первого заместителя начальника СТУ по таможенному контролю Константина ВИНСА.

- О сути эксперимента журнал «Таможня» рассказывал довольно подробно в последнем номере за прошлый год. Мы считаем, что он работает достаточно успешно. Многие крупные предприятия внедрили у себя данный вид деятельности. По результатам работы таможни также хорошо видно, что поштучный учет лесоматериалов влияет и на динамику декларирования объемов леса и соответственно на динамику поступлений таможенных платежей.

На эксперимент согласились крупные предприятия, работающие по открытым схемам, у кого есть возможность приобрести сканеры и программное обеспечение. Им эта система дает явные преимущества - сокращается время таможенного оформления и время простоя транспортных средств. У мелких экспортеров таких финансовых возможностей нет, не исключено также, что им просто невыгодно выходить из теневого бизнеса. Впрочем, пока поштучный учет лесоматериалов - дело добровольное, ведь это же эксперимент.

- То есть, нужны какие-то дополнительные административные или экономические меры, чтобы экспортеры выходили «из тени»?

- Именно. Например, одной из мер, которую мы предлагали, может быть такая: установить обязательную сертификацию услуг по экспорту круглого леса и лесоматериалов. Однако это возможно сделать только постановлением Правительства.

- Оправдались ли надежды и на то, что нововведение как-то поможет решить проблемы с незаконной вырубкой леса?

- А вот этого как раз не произошло. Мы просто стали более четко, как статистики, фиксировать, сколько объемов лесоматериала и круглого леса вывезено с территории России. А где оно заготовлено и кем - этой информации у нас совершенно нет. На территории Сибирского федерального округа множество мест отгрузки, множество железнодорожных тупиков. И боюсь, что объемы незаконной вырубки леса фактически бесконтрольны. По инициативе администраций субъектов федерации мы совместно с ними, с ОАО «РЖД» сокращаем места отгрузки, создаем лесные терминалы. Мы предлагали (и это обсуждалось уже неоднократно)разработать единый документ, свидетельствующий о легальной заготовке круглого леса, и чтобы такой документ был обязателен при таможенном оформлении.

Еще один момент. Декларирование лесоматериалов сегодня осуществляется на основе упрощенного порядка периодического временного декларирования, предусмотренного ст. 138 TK РФ. То есть мы получаем сведения о номере вагона, количестве загруженного леса, его качественных характеристиках, когда вагон уже в пути. Со-ответветсвенно досмотреть его в месте отгрузки невозможно. Если возникают какие-то сомнения, можно успеть отправить ориентировку на границу, но не более. Я считаю, необходимо либо запретить декларировать лесоматериалы на основе периодического временного декларирования, либо разрешать только при применении участниками ВЭД электронной поштучной системы учета.

- Проблемы касаются, прежде всего, кругляка?

- Когда лес проходит обработку в заводских условиях, есть возможность для контроля. Однако погоду пока делает именно круглый лес. Объемы экспорта необработанных лесоматериалов и обработанных отличаются на порядок. По постановлению Правительства от 5 февраля 2007 года с 1 июля в четыре этапа начнут увеличиваться ставки экспортных пошлин на вывоз кругляка. К 2011 году на ряд позиций они вырастут до 80 процентов от таможенной стоимости. Может быть, только тогда ситуация изменится.

- На майском заседании коллегии по Иркутскому эксперименту будет принято какое-то окончательное решение?

- На совещаниях такого уровня обычно идет обсуждение более широких вопросов таможенной политики, вырабатываются проекты решений о том, как экспорт тех же лесоматериалов можно сделать для государства более прозрачным и выгодным. Обсуждение эксперимента, думаю, будет всего лишь моментом. И чтобы ФТС России распространило эту форму учета на другие таможни, мы на заседании еще будем должны доказать положительный эффект эксперимента в Иркутской таможне.

Журнал «Таможня»