15.12.09

Когда незнание освобождает от таможенной ответственности

Привлечь участника ВЭД за непредставление санэпидзаключения на ввозимые товары таможня может, только если сама об этом предупредила или документ с таким требованием официально опубликован (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.10.2009 № Ф03-5759/2009 по делу № А51-5059/2009).

Импортер ввез партию клея и оформил его. Через год после выпуска товара таможня решила провести проверку, в ходе которой пришла к выводу о наличии правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, — участник ВЭД не представил санэпидзаключение.

Оказывается, за месяц до ввоза товара, 25 марта 2008 г., Роспотребнадзор утвердил согласованный с ФТС России список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении. Спорный клей попал в этот список. Участник ВЭД отправился в суд, утверждая, что на момент оформления ничего не знал об этом списке, нигде его не видел и таможня о необходимости представить санэпидзаключение не предупредила.

Суд установил, что указанный список был утвержден 25 марта 2008 г. и доведен ФТС России до нижестоящих таможенных органов письмом от 27.03.2008 № 01-11/11534, но опубликован в Бюллетене таможенной информации «Таможенные ведомости» (официальный публикатор) только в июле 2008 г. Иными словами, на момент ввоза и декларирования спорного товара упомянутый список товаров не был официально опубликован, то есть в установленном порядке не доведен до сведения участников ВЭД. Следовательно, у участника ВЭД отсутствует вина в непредставлении в таможенный орган санэпидзаключения.

Таможня попыталась доказать, что наличие или отсутствие утвержденного списка товаров ничего не решает, ведь согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) продукция, ввозимая на территорию РФ гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. А согласно п. 2 этой же статьи продукция, указанная в п. 1, допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.

Спорный клей ввозился не для личного использования, а значит, заявила таможня, на него априори необходимо было представить санэпидзаключение.

Суд отверг такой довод, указав, что список товаров образует единый с Законом № 52-ФЗ и иными нормативными актами Роспотребнадзора нормативный комплекс, регулирующий правоотношения по представлению санитарно-эпидемиологических заключений при таможенном оформлении ввозимых на территорию РФ товаров.

Кроме того, суд указал, что сама таможня нарушила требования п. 5 ст. 153 Таможенного кодекса РФ: она выпустила товар, не обязав участника внешнеэкономической деятельности представить на него санэпидзаключение, и вообще не сообщила ему, какие документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должны быть представлены.

В таких условиях, заключил суд, никто, кроме таможни, не виноват.

Итак, если вы легально ввозили товар, не мудрили с таможенной стоимостью, классификацией, не бойтесь проверок после выпуска товаров. И если вдруг услышите, что при декларировании не представили какой-либо документ, о котором таможня вас ранее и не спрашивала, смело обращайтесь в суд, он будет на вашей стороне.

Экономика и жизнь 15.12.09