06.10.03

Как заполнить ГТД

ГТК России продолжает готовить нормативные документы, необходимые для вступления в силу нового Таможенного кодекса с 1 января 2004 года. Один из самых значимых - это Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации. Грузовая таможенная декларация (ГТД), как известно, - это форма документа, используемого для декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Декларирование же, в свою очередь, является обязательной таможенной процедурой, которой подвергаются все товары, перемещаемые через границу. Приказ ГТК России 915 от 21 августа 2003 года Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации. О том, какие новшества ждут участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при заполнении грузовой таможенной декларации рассказала начальник отдела методологии декларирования ГУОТК Наталья Авдакушина.

Ecли говорить о структуре, то Инструкция содержит в себе общие положения и правила заполнения грузовой таможенной декларации для ввозимых иностранных товаров, для вывозимых товаров и для товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по ли ниям электропередачи в соответствии с режимом международного таможенного транзита.

Для участников ВЭД самое важное в новых правилах то, что теперь в одном документе собраны все правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под все таможенные режимы, независимо от того будет это режим переработки, временного ввоза или режим выпуска для внутреннего потребления. То есть лицо, которое ввезло иностранные товары, просто открывает необходимый раздел и заполняет грузовую таможенную декларацию в соответствии с теми единственными правилами, которые есть в документе.

При этом, если товары заявляются к помещению под таможенные режимы, отличные от выпуска для внутреннего потребления и экспорта, то в грузовой таможенной декларации предусмотрена специальная графа (графа 50), в которой указываются сведения о тех условиях таможенных режимов, когда товары после оформления, остаются под контролем таможенного органа. Это режимы переработки, временного ввоза, таможенного склада, магазины беспошлинной торговли и так далее.

Это очень удобно. В документе 99 листов, и, в принципе, ничего другого для участника ВЭД больше не потребуется. Он будет пользоваться только этой книжкой. Сегодняшняя практика другая. По ныне действующим Правилам на все таможенные режимы существуют свои правила. При этом действующий Таможенный кодекс не определяет в таможенном режиме лиц, ответственных за уплату таможенных платежей. Поэтому правила заполнения грузовой таможенной декларации на таможенные режимы, отличные от выпуска для свободного обращения и экспорта, сводятся к тому, что необходимо определить лицо, ответственное за уплату таможенных платежей в случае невыполнения и несоблюдения условий конкретного таможенного режима. Исходя из этого и заявляются сведения о лицах, их расчетных счетах и так далее. При этом во всех этих сведениях нет сути режима, нет, собственно, экономики. В новом ТК в каждом таможенном режиме прописаны сведения о том, кто и за что отвечает. Поэтому в грузовой таможенной декларации будут заявляться только те сведения, которые влияют на условия помещения товаров под заявляемый таможенный режим и которые должны соблюдаться в том или ином таможенном режиме (срок обратного вывоза для временно ввезенных товаров, приостановление действия таможенного режима, нормы выхода продуктов переработки и так далее).

Стоит вспомнить, что нынешняя форма грузовой таможенной декларации действует с 1989 года, она с тех пор не менялась. У нас применяется такой же бланк грузовой таможенной декларации, что и в Европейском Сообществе. В правилах заполнения грузовой таможенной декларации с 1 января 2004 года, безусловно, уменьшится перечень сведений. При этом сведения будут заявляться только в том случае, если они действительно нужны для целей таможенного оформления и если такие сведения декларантом могут быть получены. Если какие-то сведения должны заявляться, но в каких-то случаях они декларанту просто неизвестны, инструкция предполагает их невнесение. Ведь грузовая таможенная декларация - это документ, имеющий юридическое значение, а потому все заявляемые сведения должны быть документально подтверждены.

Скажем, достаточно часто возникают проблемы с указанием таможенных органов, расположенных в местах ввоза или вывоза товаров на (с) таможенную (ой) территорию (и). Или же при указании транспортных средств, на которых ввозимые товары пересекли государственную границу, а их таможенное оформление производится где-то в глубине России. Вполне возможно, что в этой ситуации была еще и перегрузка товаров с одного транспортного средства на другое. Поэтому довольно часто декларант, находящийся, к примеру, где-то на Урале, просто не мог знать, на каком теплоходе прибыли его товары и, уж тем более, в какой день они прибыли на таможенную территорию. По действующему Таможенному кодексу правила жестко устанавливают: должны быть указаны . Поэтому должностное лицо вправе требовать эти сведения, а декларант - их заявить. По новому Таможенному кодексу, если у декларанта есть такие сведения, он их заявляет, если нет, - указывает только вид транспорта, на котором эти товары пересекли государственную границу.

Возникали сложности и со страной назначения товара. Если по ныне действующему Кодексу нельзя было указать, что страна неизвестна, то теперь, если этих сведений нет, при декларировании так и нужно заявить, что пока я их не знаю.

Кроме того, Инструкция теперь содержит не только текстовые сведения, то есть то, что необходимо указать в конкретной графе, но и показывает также формат и структуру самой графы. Это очень важно при заполнении грузовой таможенной декларации, поскольку наглядно видно, в какую графу и какие сведения должны быть внесены.

Если суммировать все отмеченное, то можно сказать, что при разработке Инструкции мы постарались учесть все те вопросы, которые поступали как от участников ВЭД, так и от наших таможенников. Поэтому, внимательно вчитавшись в новую Инструкцию, невозможно не обратить внимание на то, что практически во всех случаях фигурирует конструкция если .

В целом, как нам кажется, новая Инструкция по заполнению грузовой таможенной декларации должна стать более понятной как для участников ВЭД, так и для таможенников, снять неоднозначность трактования отдельных положений правил заполнения грузовой таможенной декларации, что в конечном итоге должно привести к упрощению прохождения таможенных формальностей.

Журнал Таможня