31.03.05

Каждый водитель обязан знать

Водитель-международник, как, впрочем, и любой другой, работающий в частной компании шофер, должен знать все свои обязанности, возложенные на него трудовым договором и нормативными правовыми актами. Однако в дальнем рейсе могут возникнуть ситуации, требующие не только знаний, но и смекалки, умения правильно оформить накладную CMR. С тем, чтобы, что называется, не попасть на большие деньги...

Правоотношения, которые возникают в связи или по поводу международной перевозки грузов, в основном регулируются в Латвии положениями Конвенции о договоре международной перевозке грузов (Конвенции CMR) и Закона об автомобильных перевозках.

Получить рабочее задание

Обычно на практике перевозчик (коммерсант физическое или юридическое лицо) в соответствующем порядке дает своему работнику водителю автотранспортного средства (далее водитель) рабочее задание. Как правило, в рабочее задание водителю, который исполняет международную перевозку груза, включается обязанности по эксплуатации и управлению автотранспортным средством, принятию груза к перевозке в определенном месте от определенного лица, а также доставка данного груза в определенное место и выдача его определенному лицу.

Чтобы не попасть на деньги

В случае если водитель не выполнит свою работу или выполнит ее ненадлежащим образом, то убытки, которые в связи с этим возникли у работодателя, водитель обязан возместить работодателю согласно Закону о труде.

Для того чтобы выполнить работу надлежащим образом, водитель должен знать все свои обязанности, возложенные на него трудовым договором и нормативными правовыми актами, которые регулируют вопросы, имеющие отношение к выполняемой работе.

Особенно важно водителям, исполняющим международные перевозки грузов, знать все правила, касающиеся фактически находящегося под их ответственностью груза во время исполнения перевозки. В случае если водитель не исполнит свои обязанности и груз не будет в сохранности доставлен получателю полностью или частично, то работодатель имеет право потребовать от водителя возмещения ущерба соответственно стоимость всего или части груза, которая обычно составляет довольно значительные суммы.

Знать все правила

Водитель обязан знать все правила, которые должны быть им исполнены на каждом из этапов выполнения перевозки груза от отправителя до получателя.

Начало работы водителя с грузом это принятие груза к перевозке.

Если международная перевозка груза производится с соблюдением порядка, установленного положениями Конвенции CMR, то водитель, в рабочее задание которого включены действия по принятию груза к перевозке, ОБЯЗАН при принятии груза от отправителя проверить:

во-первых, точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
во-вторых, внешнее состояние груза и его упаковки.

Следовательно, при принятии груза к перевозке, то есть по существу во время погрузки груза на транспортное средство водитель ОБЯЗАН:

проверять, какое количество грузовых мест погружают на транспортное средство, и совпадает ли это количество погруженных грузовых мест с тем количеством, которое указано в накладной CMR;
проверять маркировку на грузовых местах, которая содержит основные сведения о товаре, находящимся внутри грузового места, чтобы убедиться, что сведения маркировки совпадают со сведениями о товаре, указанными в накладной CMR;
проверять внешнее состояние груза и его упаковки, чтобы убедиться, что груз принимается к перевозке непо врежденным и упаковка находится в исправном состоянии (неисправность упаковки дает основание для предположения о повреждении товара), чтобы избежать претензий к перевозчику от получателя товара при сдаче груза в месте доставки.

Если обязанности выполнить невозможно

Однако довольно часто на практике случается так, что водитель лишен возможности исполнить свои обязанности. Иначе говоря, добросовестный водитель не может в полной мере проверить правильность сведений о количестве грузовых мест, их маркировке и номерах. Причины отсутствия такой возможности могут быть различны: запрет отправителя присутствовать водителю в месте погрузки груза; погрузка груза несколькими бригадами грузчиков, в связи с чем отсутствует реальная возможность пересчитать грузовые места при погрузке и т. п.

В таких случаях водитель должен немедленно сообщить своему работодателю или лицу, которое определено работодателем в качестве лица, ответственного за организацию международной перевозки груза, например менеджеру, о том, что при погрузке груза отсутствует достаточная возможность пересчитать грузовые места, а также проверить их маркировку и номера.

Работодатель или ответственное лицо, применяя предусмотренное в договоре средство связи, сообщает заказчику перевозки о проблеме, возникшей в месте, которое им было определено в договоре как место передачи груза к перевозке, предлагая устранить указанную проблему.

Правильно зафиксировать проблему

В случае если груз должен быть принят к перевозке при указанных выше обстоятельствах, водитель должен сделать ОБОСНОВАННУЮ (мотивированную) оговорку в накладной CMR, то есть внести соответствующую запись в 18 графу накладной CMR.

Оговорка, то есть запись в 18 графу накладной CMR, вносится во ВСЕ ЭКЗЕМПЛЯРЫ накладной CMR, в том числе и в первый экземпляр, который передается отправителю (лицу, у которого получают груз в месте погрузки). Если оговорка не была внесена в первый экземпляр накладной CMR, который был передан отправителю, а в последующем внесена в остальные два экземпляра (предназначенные для получателя и перевозчика), то такая оговорка силы не имеет.

Что такое мотивированная оговорка?

Поскольку в Конвенции CMR указано условие, определяющее характер оговорки (но существу это отметка в 18 графе накладной CMR), то есть дано определение оговорки как обоснованной (мотивированной), то, следовательно, НЕ обоснованная, НЕ мотивированная оговорка не имеет силы.

Что же означает обоснованная, мотивированная оговорка? В оговорке, то есть в тексте записи в 18 графе накладной CMR, должны быть указаны доводы, мотивы по существу, причины отсутствия достаточной возможности пересчитать грузовые места и проверить их маркировку и номера, а в отношении состояния груза и упаковки краткое указание обнаруженных дефектов и способа их обнаружения.

В случае если запись в 18 графе накладной CMR будет НЕ мотивированная, то будет считаться, что в момент принятия перевозчиком груза к перевозке груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии, а также количество грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали тем сведениям, которые указаны в накладной.

Не мотивированная оговорка может иметь силу в случае, если она принята отправителем, то есть отправитель подтвердил эту запись (оговорку) своей подписью с достаточно точным и ясным указанием о признании данной оговорки.

Людмила Власенко Эксперт "Latvijas Auto"

Trucker - NE1 (2005)