25.10.06

Интервью начальника Приволжского таможенного управления Л. Шорникова

ТАМОЖЕННАЯ служба России вышла на новый этап своего становления: принятая в конце 2005 года правительством РФ Концепция развития таможенных органов до 2010 года содержит пятилетнюю программу действий, осуществление которых поможет Федеральной таможенной службе России войти в число наиболее передовых таможенных администраций в мире. О том, как реализуется Концепция в рамках Приволжского таможенного управления (ПТУ), корреспонденту Российской газеты рассказывает ее начальник, генерал-майор таможенной службы Леонид Шорников.

Российская газета

Леонид Иванович, какие задачи ставит Концепция перед таможенной службой?

Леонид Шорников

Концепция предусматривает активизацию диалога с участниками внешнеэкономической деятельности и создание для них максимально комфортных условий прохождения процедур таможенного оформления. Это требует перехода на современные технологии контроля, что влечет за собой перестройку всей таможенной инфраструктуры. Работа предстоит большая, но многое уже сделано и делается.

Во-первых, укрепляется материально-техническая база пунктов пропуска: прошел государственную приемку и запущен в эксплуатацию новый комплекс многостороннего автомобильного пункта пропуска Озинки (Саратовская таможня), оснащенный самым современным оборудованием. Его пропускная способность составляет теперь до 250 транспортных единиц в сутки. Сегодня начато аналогичное переоборудование еще двух пунктов пропуска - уже выделен первый транш.

Стратегическая же цель - ускорение и упрощение процедур таможенного оформления товаров для участников внешнеэкономической деятельности. В частности, мы сделали усиленный акцент на работу по принципу одного окна с начала 2006 года практически все таможенные посты работают по этой схеме. Это означает, что грузоперевозчик оформляет все необходимые документы в одном месте, ему не надо бегать по терминалу и собирать от различных служб подписи и печати, без которых он не вправе провезти товар.

РГ

Чего еще удалось добиться Приволжскому управлению за неполный год, минувший со дня принятия этого документа?

Шорников

Все более широкое распространение получает электронная форма декларирования товаров. Сегодня электронное декларирование осуществляется на девяти таможенных постах пяти таможен - Нижегородской, Башкортостанской, Самарской, Тольяттинской и Удмуртской. И если за весь 2005 год в таможнях региона было выпущено в общей сложности 352 электронные декларации, то за девять месяцев 2006 года их количество составило более двух тысяч. Дополнительный стимул развитию электронного декларирования должно придать создание в таможенных регионах страны, включая Приволжский, региональных удостоверяющих центров, что даст возможность участникам внешнеэкономической деятельности получать электронную подпись не в Москве, а непосредственно в своих федеральных округах.

Также с принятием новой редакции Таможенного кодекса РФ в целях содействия развитию внешней торговли стали широко применяться установленные таможенным законодательством специальные упрощенные процедуры. Значительно увеличилась доля предварительного декларирования товаров. Предварительный обмен данными с участниками внешнеэкономической деятельности позволяет работать с ними в режиме зеленого коридора - с минимальными затратами времени.

За счет применения системы управления рисками существенно сократилось количество проводимых таможенных досмотров: начиная с 2005 года, доля всех досматриваемых товаров составляет немногим более 10 процентов.

Мы постепенно уходим от тотального контроля, выборочные проверки проводим уже после выпуска груза. Если товар не входит в так называемый профиль риска, ему открыт зеленый коридор . Тем не менее пристальное внимание уделяем тому, что входит в вышеупомянутый профиль: например, смешанный товар, недогруз - здесь нарушения таможенного законодательства более вероятны.

Кроме того, сейчас создается единая база данных всех контролирующих и правоохранительных органов, что позволит обмениваться информацией практически в режиме он-лайн. Можно сказать, что этот шаг уже совершен: собственные базы данных созданы, теперь осталось лишь привести их к общему знаменателю.

РГ

Но, согласитесь, не все участники внешнеэкономической деятельности работают в соответствии с законом. Не способствует ли упрощенная процедура оформления грузов нарушениям таможенного законодательства?

Шорников

Концепция рассчитана на добросовестных импортеров и экспортеров. Кодекс как раз и направлен на воспитание участников внешнеэкономической деятельности, которым пора усвоить, что время обходных троп безвозвратно ушло.

Система управления рисками показала, что сегодня в Приволжском федеральном округе абсолютное большинство деклараций заявлены достоверно. За последние два года случаев неверного декларирования со стороны крупных участников внешнеторговой деятельности не зафиксировано.

Правда, охотники до наживы на контрабанде все равно попадаются. Скрытые формы контрабанды остались, но это не вина таможенных органов. Это уже скорее исключение из правил. Так, были попытки переправлять в контейнере с бытовыми вещами автомобили, 14 мая сотрудники Саратовской таможни и пограничной службы задержали гражданина Таджикистана, пытавшегося контрабандным путем перевести через границу России более 1,5 килограмма героина. К сожалению, это так. В 2005 году таможенными органами региона из незаконного оборота было изъято 465 килограммов наркотиков - это на 86 килограммов больше, чем в предыдущем году. Из этого количества только героина свыше 400 килограммов.

РГ

Из 7600 километров российско-казахстанской границы 2432 приходятся на долю двух субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ, - Оренбургской и Саратовской областей. Как обустроен этот участок границы?

Шорников

Проблема обустройства государственной границы - один из ключевых вопросов Концепции развития таможенных органов России. А российско-казахстанская граница - не только самая протяженная, но и одна из самых молодых в мире. Государственной граница между двумя бывшими союзными республиками стала только в декабре 1991 года. Надежно закрыть этот рубеж - задача сложная и очень важная.

Всего сейчас на сухопутном участке госграницы на территории ПФО установлены 18 пунктов пропуска - 5 многосторонних и 8 двусторонних автомобильных (соответственно МАПП и ДАПП), 4 многосторонних и 1 двусторонний железнодорожный. Пока ни один из существующих на территории ПФО автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска, за исключением Озинок , не открыт в соответствии с законодательством РФ - все они обустроены и функционируют по временной схеме.

Но все наши МАПП включены в Федеральную целевую программу Государственная граница , а это означает, что до 2010 года они должны быть обустроены и технически оснащены в соответствии со всеми требованиями. Вместе с тем работа по техническому оснащению пунктов пропуска ведется уже сейчас. Так, в рамках Концепции развития таможенных органов Приволжскому таможенному региону выделены три передвижных рентгеновских телевизионных установки, и в настоящее время решается вопрос об их размещении и вводе в эксплуатацию в пунктах пропуска с наибольшим грузопотоком. Не считая Озинок , уже в этом году будут установлены трое автомобильных весов в пунктах пропуска Маштаково , Орск и Сагарчин . Возможно, до конца текущего года или в начале следующего откроется финансирование для установки еще пяти автомобильных весов.

Все это в перспективе значительно повысит качество таможенного контроля и сократит затраты времени на выполнение всех формальностей в пункте пропуска. Причем переход на работу по принципу одна остановка - одно окно , внедрение современных программных средств, создание единых баз данных пересекающих государственную границу транспортных средств и физических лиц позволит впоследствии значительно сократить время оформления и еще более увеличить пропускную способность пунктов пропуска.

Это особенно актуально в связи с тем, что с 1 января 2007 года Таможенный кодекс предусматривает переход на новые правила декларирования - основные формы грузовой таможенной и транзитной деклараций должны быть приведены в соответствие со стандартами Евросоюза. На 2008-2010 годы намечено завершение этих преобразований - иначе что толку вступать России в ВТО, если не будет общего стандарта?

Наша справка

В состав Приволжского таможенного управления (ПТУ) входят Приволжская оперативная таможня, Приволжский тыловой таможенный пост, 16 таможен, которым подчинено 77 таможенных постов. На территории Приволжского региона действуют 29 пунктов пропуска на границе РФ, из них 12 воздушных, 13 автомобильных и 4 железнодорожных. В Приволжском регионе действуют 133 склада временного хранения, функционируют 17 таможенных складов. По итогам 9 месяцев 2006 года в регионе деятельности ПТУ торгово-экономические связи осуществляли более 11 тысяч участников ВЭД. В аналогичный период 2005 года торгово-экономические связи осуществляли 10 тысяч участников ВЭД. Внешнеторговый оборот в стоимостном выражении за 9 месяцев 2006 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 20 процентов и составил почти 700 миллиардов рублей.

Российская газета 25.10.06