23.06.10

Интервью и.о. начальника Балтийской таможни Бориса Бородина

Балтийской таможне - крупнейшей морской таможне России исполнилось 18 лет. Свое совершеннолетие она отметила, подводя итоги работы прошлых лет и ставя перед собой новые задачи.Сегодня большим коллективом, насчитывающим свыше 1000 человек, руководит исполняющий обязанности начальника таможни полковник таможенной службы Борис Викторович Бородин. В интервью нашему журналу Борис Викторович рассказал о выполнении коллективом таможни задач по обеспечению экономической безопасности страны, о проблемах и перспективах развития Балтийской таможни.

Борис Викторович, Вы работаете в Балтийской таможне 9 лет. Поэтому вы не понаслышке знаете специфику работы таможни и ее историю. Расскажите, как все начиналось, 18 лет назад.

Балтийская таможня является преемницей морской портовой таможни, которая возникла в городе на Неве в начале 18 века и просуществовала вплоть до начала 20 века. Тогда в основные задачи Портовой таможни входило осуществление таможенного контроля товаров, прибывавших в Санкт-Петербург морским путем.

Ну а современная история нашей таможни начинается намного позже. Как самостоятельный таможенный орган Балтийская таможня была создана 19 июня 1992 года согласно приказа ГТК России № 213. Базой для ее формирования стали подразделения Санкт-Петербургской таможни, осуществлявшие таможенный контроль на морском переходе. Создание Балтийской таможни как самостоятельной организации было обусловлено экономическими преобразованиями, происходившими в стране 18 лет назад: либерализация внешнеэкономической деятельности, рост экспортно-импортного товаропотока, создание новых зон таможенного контроля, развитие Морского порта Санкт-Петербург.

За сравнительно небольшой срок своего существования Балтийская таможня стала одной из крупнейших таможен страны. На сегодняшний день Балтийская таможня – это таможня высшей категории, штатная численность которой составляет более 1000 человек. Это рекордное количество работников за всю историю существования таможенного органа. В нашем регионе деятельности осуществляют внешнеэкономическую деятельность свыше 4500 участников ВЭД, функционируют 8 складов временного хранения, 41 постоянная зона таможенного контроля, 1 магазин беспошлинной торговли, 125 таможенных брокеров, 26 таможенных перевозчиков.

Являясь одной из самой крупных не только на Северо-Западе, но и в России Балтийская таможня всегда достигала высоких результатов в работе. Каковы достижения в этом году?

Одной из главных задач для таможенного органа является перечисление денежных средств в бюджет страны. Только за пять месяцев 2010 года Балтийской таможней было взыскано и перечислено в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов на сумму 90 миллиардов рублей. В целом объем перечислений по сравнению с аналогичным периодом 2009 года вырос на 29%, тогда он составил 70 миллиардов рублей.

Если говорить о других цифрах, то за пять месяцев этого года в пунктах пропуска таможни оформлено свыше 3 с половиной тысяч судов, т.е. в среднем за сутки 24 судна. Государственную границу России в регионе деятельности таможни пересекло свыше 228 тысячи физических лица. Что касается оформления грузовых таможенных деклараций, то с января по май было оформлено более 100 тысяч таможенных деклараций. Это почти в два раза превышает показатели прошлого года.

Балтийская таможня кроме выполнения задач по наполнению государственной казны, во главу угла своей деятельности ставит также выполнение и обеспечение мероприятий, направленных на выявление и пресечение контрабанды, предотвращение случаев недостоверного декларирования. Какие здесь результаты в работе?

За пять месяцев 2010 года сотрудниками и должностными лицами Балтийской таможни было возбуждено 806 дел об административных правонарушениях и 37 уголовных дела. Нами активно проводятся мероприятия по выявлению юридических и физических лиц, причастных к контрабанде товаров в регионе деятельности таможни. Наиболее громкими задержаниями контрабанды являются незадекларированные 17 тонн мужской и женской меховой и кожаной одежды, а также шесть сорока футовых морских контейнеров с чемоданами, дорожными и дамскими сумками общим весом более 130 тонн стоимостью свыше 9 миллионов рублей.

В этом году должностные лица таможни обнаружили и изъяли в 4 раза больше наркотических средств, чем за аналогичный период 2009 года. Во взаимодействии с нашими коллегами из Северо-Западной оперативной таможни, УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области изъято более 146 кг наркотических средств. Работа по предотвращению их контрабандного ввоза в нашу страну основана, прежде всего, на тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами, в том числе и иностранными. Считаю, что эти результаты наглядно показывают высокий профессионализм сотрудников Балтийской таможни и наших коллег из других правоохранительных органов.

В последнее время таможенные органы Российской Федерации активно реализуют Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Какие изменения уже произошли с момента ее утверждения?

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, была одобрена решением Коллегии ФТС России 29 августа 2008 года. Она предполагает перевод таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. В первоочередном порядке Концепция реализуется в Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном таможенных управлениях. Несмотря на то, что с момента начала реализации Концепции прошло чуть более полутора лет - а это сравнительно небольшой период времени для столь глобальных и масштабных мероприятий, которые предусматривает Концепция, на протяжении 2009 – 2010 годов Северо-Западным таможенным управлением в данном направлении проведена достаточно большая работа. Так, в регионах деятельности шести таможен: Карельской, Выборгской, Кингисеппской, Псковской, Себежской и Калининградской областной создано 5 таможенных постов. Всего На территории Северо-Западного федерального округа предусмотрено создание таможенно-логистических терминалов по тринадцати направлениям. На основе предложений СЗТУ Федеральной таможенной службой был сформирован и утвержден Перечень ТЛТ, создание которых целесообразно в первоочередном порядке. И бизнес-сообщество уже отреагировало, направив в Северо-Западное таможенное управление уже более 20 обращений различных организаций о намерении в создании ТЛТ.

Но ведь говорят не только об открытии новых постов, но и об их ликвидации. В частности, очень многих интересует вопрос: будут ли объединены Санкт-Петербургская и Балтийская таможни?

В настоящее время изданы приказы ФТС России о ликвидации Выборгского и Пискаревского таможенных постов. Организационно-структурной комиссией ФТС России принято решение о ликвидации Гатчинского и Юго-Западного таможенных постов. Однако данное решение ФТС России временно приостановлено в реализации.

Предлагается сохранить Санкт-Петербургскую таможню без изменения ее статуса. При этом поэтапно сокращать объемы таможенного оформления на остальных таможенных постах Санкт-Петербургской таможни, смещая основные объемы на приграничные таможенные посты (ТЛТ) Выборгской, Псковской, Себежской, Кингисеппской и иных пограничных таможен. При этом предполагается активная реализация между Санкт-Петербургской и пограничными таможнями технологии «удаленного выпуска», при которой декларация подается и оформляется во внутреннем таможенном органе, а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе, расположенном на ТЛТ.

А что ждет в рамках Концепции Балтийскую таможню?

Планируется сохранить Балтийскую таможню без изменения ее статуса и при этом поэтапно провести мероприятия по оптимизации ее структуры и штатной численности. Сохранятся Турухтанный, Центральный, Лесной порт, Гавань, Кронштадтский таможенные посты, однако будет увеличена их штатная численность (в первую очередь на Турухтанном таможенном посту и посту Гавань).Будет ликвидирован Ломоносовский таможенный пост. Кроме того, в связи с планируемым в июне 2010 г. вводом в эксплуатацию первой очереди нового контейнерного терминала на территории 4-го района Большого порта Санкт-Петербург в структуре таможни появится новый таможенный пост Угольная гавань.

Приказом ФТС России от 21.04.2010 № 811 с 26 апреля 2010 года в структуре Балтийской таможни создан новый таможенный пост – Пушкинский, с размещением на терминале ЗАО «Первый контейнерный терминал» в пос. Шушары. Пушкинский таможенный пост будет ориентирован на таможенное оформление комплектующих, предназначенных для промышленной сборки автотранспортных средств на заводах иностранных производителей, за исключением ЗАО «Форд Мотор Компании» (ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» и ООО «Дженерал Моторс Авто»), поскольку более 70% автокомпонентов, поступающих в адрес указанных компаний-автопроизводителей, прибывают именно морским транспортом. Здесь уже все готово к использованию новейших таможенных технологий: «сухого порта», интернет-декларирования, «технологии удаленного выпуска». Предполагается, что на таком таможенном посту в основном будут совершаться таможенные операции в отношении товаров, ввозимых в адрес организаций – автопроизводителей любым видом транспорта.

Борис Викторович, Балтийская таможня, как известно, является единственным таможенным органом в России, который оформляет круизные суда. И именно в этом году у вас планируется рекордное число их судозаходов – всего 462. Центральный таможенный пост уже не справляется с подобным наплывом круизных лайнеров, и из других таможен Северо-Запада прикомандировано более 30 человек. Планируется ли расширение Центрального таможенного поста после введения в эксплуатацию в 2011 году комплекса в пассажирском порту Санкт-Петербурга – Морской Фасад?

Безусловно. После введения в эксплуатацию комплекса в пассажирском порту Санкт-Петербурга – Морской Фасад планируется увеличить штатную численность отдела специальных таможенных процедур Центрального таможенного поста, а в будущем создать новый таможенный пост Пассажирский порт Санкт-Петербург на базе Центрального после введения в эксплуатацию. Он будет выполнять функции таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств (судов загранплавания), перевозимых на них товаров (при ввозе – до момента разрешения выгрузки на сушу, при вывозе – после пересечения товарами борта судна), а также товаров, не выгружаемых на сушу (перегружаемых и/или хранящихся на акватории) и судовых припасов.

Вы уже упомянули в нашем разговоре о применении новой технологии «сухой порт» на Пушкинском таможенном посту. Расскажите, пожалуйста, каковы перспективы использования этой технологии в условиях морского порта Санкт-Петербург?

В Санкт-Петербурге, как и в любом другом городе, проблема территорий, отводимых под коммерческое использование, носит остродефицитный характер. В ситуации с Большим портом Санкт-Петербург проблема осложнена еще и тем, что под портовая деятельность может быть отведена только прибрежная территория, как правило, со свободным выходом к урезу воды, а также имеющая возможности для создания соответствующей инфраструктуры со стороны моря (подходные каналы соответствующей глубины), имеющая определенные требования по минимальному размеру земельного участка и возможности создания соответствующей береговой инфраструктуры.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о целесообразности развития «сухих портов» с оказанием услуг по формированию и отправке контейнерных поездов между терминалами и Большим портом Санкт-Петербурга; приему, переработке и отправке грузов автотранспортом и по железной дороге в контейнерах; приему, хранению и отправке грузов в рефрижераторных контейнерах; услуг склада временного хранения.

Развитие технологии «сухого порта» применительно Санкт-Петербургскому транспортному узлу позволит: играть роль своеобразного «буфера» на стыке железнодорожного и морского транспорта; принимать для хранения ввозимые на таможенную территории РФ товары, что позволит в свою очередь сократит загруженность порта, приведет к увеличению грузопотока в регионе деятельности таможни, увеличению взимаемых таможенных платежей; повышать пропускную способность Большого порта Санкт-Петербург.

Приказом ФТС России от 18.03.2010 № 510 утвержден Порядок осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения. Указанный приказ вступает в силу с 29 июля 2010 года.

Борис Викторович, как справляется, причем успешно, коллектив таможни с таким большим объемом возложенных на нее задач, в чем секрет?

Никакого секрета здесь нет. Могу лишь сказать одно, что коллектив таможни, который я знаю уже много лет – это таможенники, добросовестно выполняющие свои обязанности. Успехи Балтийской таможни – несомненная заслуга ее коллектива, результат ежедневной нелегкой работы по защите экономической безопасности страны. Могу заверить, что и в дальнейшем коллектив таможни будет работать на основе высокой ответственности за порученное дело, которому мы служим, на высоком уровне выполнять задачи, поставленные перед таможней Федеральной таможенной службой и Северо-Западным таможенным управлением.

SeaNews; 22.06.10