24.03.05

Иномарка наполовину

Иностранцев обяжут закупать 50% российских запчастей

Вопрос о снижении пошлин на импорт автокомпонентов практически решен. Как стало известно ГАЗЕТЕ, основные участники переговорного процесса Минэкономразвития и Минпромэнерго - согласовали почти все спорные моменты. Пошлины по большинству позиций обнулят, но обяжут иностранные автоконцерны локализовать производство в России за пять лет до 50%. Сами производители скептически оценивают возможность локализации производства иномарок до такого уровня.

Как привлечь иностранцев

Проект правительственного постановления о снижении пошлин на импорт автомобильных компонентов появился в конце прошлого года.

Уровень пошлин предлагалось снизить с нынешних 13% примерно до 3%. При этом по большинству позиций пошлины предлагалось обнулить, а для отдельных узлов сохранить на уровне 3-5%. Продвигало идею снижения пошлин Минэкономразвития. По мнению ведомства Германа Грефа, это позволит привлечь в Россию сборочные производства зарубежных автоконцернов.

Российские промышленники, в свою очередь, выступили с критикой обнуления пошлин. Президент Объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгений Левичев утверждал, в частности, что отмена пошлин приведет к потере 100-120 тысяч рабочих мест в течение трех-пяти лет и суммы, равной 1% ВВП. 'Сохранение пошлин, напротив, привело бы к росту производства комплектующих в России и принесло бы 1-1,5 миллиарда долларов', - утверждает Левичев.

В конце февраля вопрос о пошлинах рассматривался на заседании правительства РФ. Но премьер-министр Михаил Фрадков отказался подписывать проект постановления, предложенный Германом Грефом, и поручил ему провести консультации с представителями автозаводов для согласования позиций.

Локализация вместо пошлин

В среду ГАЗЕТЕ стало известно, что компромисс найден. По словам начальника отдела машиностроения Минпромэнерго РФ Виктора Семенова, его ведомство не возражает против обнуления пошлин по большинству комплектующих для промышленной сборки.

Минэкономразвития, в свою очередь, пришлось дополнить документ. В проекте постановления прописали положение об обязательной для иностранных компаний локализации производства компонентов в России в течение пяти лет. 'Остается согласовать лишь уровень и сроки локализации, - пояснил ГАЗЕТЕ Виктор Семенов. В первый год 10%, во второй 20%, и так до 50%'.

Льготы в обмен на российское производство

Если постановление примут в нынешнем, согласованном виде, то не будет причин для обид и у тех иностранных автопроизводителей, которые пришли в Россию раньше. Напомним, что в 2002 году компания Ford Motors открыла сборочное предприятие во Всеволожске (Ленинградская область). Условием строительства завода было соглашение о локализации производства до 2007 года до 50%. Взамен завод на пять лет освобождался от уплаты пошлин на ввоз автомобильных компонентов. По словам пресс-секретаря российского подразделения Ford Екатерины Кулиненко, соглашение выполнено уже наполовину - локализация доведена до 25%.

На российско-французском СП 'Автофрамос' также согласны с необходимостью снизить пошлины. По словам пресс-секретаря завода Ванессы Леви, 'Автофрамос' в отличие от Ford не выполнял соглашений о локализации, предпочитая платить таможенные пошлины в полном объеме. 'Мы не были уверены в том, что сможем найти в России поставщиков качественных комплектующих, - пояснила ГАЗЕТЕ Леви. Но уже сейчас локализация сборки Renault Logan будет достигать 20%, а в будущем мы хотим только наращивать эту цифру и даже ведем активные переговоры с западными производителями комплектующих о разворачивании ими собственных заводов в России'.

Азиатская угроза

При этом Семенов признал, что большинство чиновников и самих производителей на сегодня скептически оценивают возможность доведения локализации производства иномарок в России до 50%. 'Для этого у нас пока просто недостаточно качественных производителей комплектующих', - говорит Семенов. Российские автопроизводители видят другую опасность при снижении пошлин. Руководитель технического комитета ОАР Игорь Коровкин считает, что, если пошлины снизят, иностранцы повезут сюда готовые узлы, и 80-90% прибыли будет уходить за рубеж. А директор по внешним связям 'Руспромавто' Владимир Торин отмечает, что обнуление пошлин на автокомпоненты приведет к остановке сотен предприятий, чья продукция не сможет конкурировать по цене с дешевыми изделиями, в основном из стран Юго-Восточной Азии.

Газета 24.03.05