09.04.21

Идеальный склад для онлайн-ритейлера – это фулфилмент-центр

В 2020 году сектор e-commerce впервые стал лидером в структуре сделок на рынке складской недвижимости в Московском регионе. О том, как электронная торговля меняет складскую логистику, рассказал генеральный директор компании «Ориентир» Андрей Постников (более 50% сделок компании в прошедшем году было совершено в сегменте e-com).

– Какие технологии получили широкое развитие в складской логистике с расширением сегмента e-commerce?

– Сектор e-commerce традиционно растет с опережающим темпом – по 20–30% ежегодно, а в 2020 году рост составил почти 50%. Этот скачок стал драйвером развития складской логистики. Так, расширение складских площадей и усложнение логистических процессов сформировали рост запросов на автоматизацию процессов. Именно в этой области – потенциал для развития складских технологий.

К самым востребованным решениям и технологиям по автоматизации относятся системы шаттлов, конвейеров, лифтов и кранов. Автоматизация – это первое звено логистической цепочки.

– Каким должен быть идеальный склад для онлайн-ритейлера?

– Идеальный склад для онлайн-ритейлера – это фулфилмент-центр.

Отмечу, что современный фулфилмент-центр не только соответствует классу А+ (повышены требования к характеристикам – высота, нагрузка на пол, доступ к энергоресурсам, находится вблизи основных транспортных развязок и магистралей), но и, конечно, является полностью автоматизированным. Важно, чтобы помещение отвечало всем запросам для эффективного функционирования автоматики и огромного штата сотрудников.

Важнее всего автоматизировать сортировку и перемещение товаров, а также сократить долю холостых перемещений персонала. С внедрением конвейерных решений, которые транспортируют товары, шаттловых решений, которые позволяют снимать коробки и палеты, подвозить их сотруднику на рабочей станции, эффективность возрастает многократно. Доля холостых перемещений сокращается до 20–30%, в некоторых случаях до 10%.

Кроме того, обязательное условие – это WMS, система управления складскими процессами, которая отслеживает движение товаров, ведет учет остатков и главное – сокращает количество ошибок, обусловленных человеческим фактором. Данные системы позволяют увеличить скорость обработки и отгрузки товара.

– Привело ли стремительное развитие сегмента e-commerce в эпоху пандемии к формированию дефицита складских площадей? Чего больше не хватает операторам – крупных фулфилмент-центров или складов «последней мили»?

– Сейчас на рынке наблюдается высокий спрос на склады, который превышает предложение почти в 1,5 раза.

На данный момент стоимость квадратного метра повысилась в среднем до уровня 4200 руб. за квадрат при аренде и на уровне около 42–45 тыс. руб. за квадратный метр при покупке. Такой рост стоимости квадратного метра склада последовал за ростом цен на металл и дефицит рабочей силы. За ростом себестоимости складских объектов до 10−15% ожидаемо последует рост ставок. От 2021 года мы ожидаем увеличения объемов строительства на 25–30% по сравнению с 2020-м, при этом вакансия, по нашим прогнозам, сохранится в пределах 3–5%.

Самым востребованным типом складского объекта в ближайшие 2–3 года останутся технологичные распределительные и фулфилмент-центры, спрос на которые будет расти пропорционально расширению бизнеса не только маркетплейсов, но традиционного ритейла.

Автоматизация внутренних процессов фулфилмент-центра позволяет увеличивать скорость обработки заказов, минимизировать человеческий фактор, а также оптимизировать расходы на персонал.

Что касается складов последней мили, близость к покупателю – это отдельный сильный тренд на рынке. Спрос на такие объекты также будет высок.

– Как в целом e-commerce изменил складскую логистику? Какие тенденции сейчас меняют этот рынок?

– Потребности e-commerce как нашего основного заказчика сформировали новые тренды в складской логистике. Прежде всего это built-to-suit – строительство с учетом индивидуальных требований и пожеланий заказчика. Кроме этого, компании инвестируют в модернизацию существующих площадей, так, чтобы склад отвечал новым потребностям в скорости обработки заказов и минимизации человеческого фактора. Это возможно обеспечить благодаря внедрению систем автоматизации. Соответственно, внимание к внутрискладским технологиям – это еще один тренд на рынке. Уровень автоматизации существенно повышается.

РЖД-Партнер