Границу тормозит проблема кадров
Водители грузовиков уже привыкли к многодневным пробкам на границе.
Для компаний-перевозчиков это оборачивается потерей доходов.
Основные проблемы у компаний-перевозчиков, а вслед за ними и у
экспедиторских фирм возникают в основном на 3-х границах, через которые в
Россию идут экспортные товары из Европы, -- финской, латвийской и
эстонской.
"Для нас сейчас наиболее проблематична ситуация на русско-эстонской
границе: там водители стоят 5-7 дней, -- рассказывает Марина Сизова,
экспедитор ЗАО "Рент", -- для нас это чревато неустойками, для наших
заказчиков -- опозданием товара".
Для самих компаний-перевозчиков простои на границе сокращают количество
рейсов, а значит и прибыль примерно в 1,5 раза. "Прохождение границы
реально занимает максимум день, наши же водители стоят 2-3 дня", --
делится логист компании "РФ Транс" Антон Вдовенко.
Заказы на перевозки у фирм есть постоянно, и транспорта категорически не
хватает, а в это время машины бездействуют на границе. Крупные компании
решают вопрос, покупая все новые грузовики, небольшим же компаниям
остается только ждать и упускать доход.
Называют самые разные причины проблем на границе. В официальных сообщениях
причиной- очередей почти всегда объявляется увеличение торгового оборота
между Россией и ЕС. Но предприниматели считают, что при грамотном подходе
очередей можно было бы избежать. Главными причинами очередей, по мнению
транспортников, являются затруд-ненный документооборот и неслаженность
действий таможенников и пограничников. "На границе нет никакого
регламента, нет инструкции прохождения границы, -- рассказывает Александр
Тимофеев, директор департамента международных перевозок ЗАО "ГСК УМиАТ",
-- таможня должна регламентировать, что водитель должен идти туда с
такими-то документами. Учитывая уровень грамотности наших водителей и
кризис в профессии, сами они не всегда могут разобраться, да и таможенники
далеко не всегда компетентны". Государство периодически предлагает свои
пути решения проблемы, например, вчера говорили о возможности нового
контрольно-пропускного пункта на эстонской границе. Правда, водители
уверяют, что все благие начинания заканчиваются, так и не начавшись, как
произошло с едиными сертификатами взвешивания, которые обещали ввести еще
в январе, но не ввели до сих пор.
Опытные дальнобойщики находят свои способы проезда границы. С таможенниками
у них почти родственные отношения.
Крупные компании вынуждены покупать все больше грузовиков,
которые потом оказываются в пробках на границах.
Глеб Кузьминов, генеральный директор ООО "Транзит":
"Основная причина очередей -- наше таможенное законодательство. Согласно
ему 20-30% груза попадает под различного вида риски. Находятся ошибки и в
товаросопроводительных документах. Проверка документов может занимать до
3-4 часов. Еще не отработана процедура электронного обмена информацией и
декларирования. Отсутствуют в большинстве российских пунктов пропуска
современные досмотровые комплексы, позволяющие досматривать груз без
вскрытия грузового отсека транспортного средства".
Деловой Петербург (Санкт-Петербург)