20.09.23

Железная логистика

Восточный полигон поможет России нарастить долю на глобальном логистическом рынке

Строительство Транссиба и БАМа набрало темп – за 10 лет объем перевозки грузов вырос вдвое и к концу 2024 г. достигнет 180 млн т. А после 2030 г. с запада на восток страны будут перевозить уже более 250 млн т грузов. Модернизация самых протяженных железнодорожных веток России поможет стране выиграть конкуренцию за глобальные транспортные потоки.

Этапы большого пути

Пропускные мощности Транссиба и БАМа, которые входят в крупный инфраструктурный российский проект «Восточный полигон», наращивали в ходе реализации двух первых этапов модернизации. Первый начался в 2014 г., второй – в 2018 г. В результате были проложены дополнительные пути, расширены возможности станций по приему грузов, отремонтированы и перестроены устаревшие сооружения и участки путей.

В 2022 г. РЖД отчиталась о введении в эксплуатацию всех объектов первого этапа модернизации и в тестовом режиме запустила восемь объектов второго этапа. В 2023 г. БАМ прирастет еще новыми объектами: несколько десятков участков оснастили вторыми путями и модернизировали подъездные пути у станций.

Однако уже после существенного увеличения пропускной способности стало ясно, что необходима дальнейшая модернизация. Это связано с ростом перевозок на восток в 2022 г., когда страны Азиатского и Тихоокеанского региона стали основными экономическими партнерами России. Расчеты Минтранса показывают: к 2030 г. поток грузов из Центральной России и с Урала в восточном направлении возрастет на 45 млн т в год, из регионов Сибири – на 35 млн т.

В РЖД предложили провести третий этап модернизации и подготовили планы, которые подразумевают обновление еще около 200 железнодорожных объектов. По оценке главы РЖД Олега Белозерова, работы третьего этапа могут занять 4–6 лет. После их завершения с запада на восток через территорию России можно будет провозить 210 млн т грузов в год, а к 2032 г. – 255 млн т грузов.

Но для начала работ необходимо постановление правительства, где будут точно определены параметры очередного этапа модернизации Восточного полигона. По мнению заместителя генерального директора РЖД Андрея Макарова, принятие постановления позволит скорректировать планы госкомпании, ускорить проектирование и «осуществить бесшовный переход» к третьему этапу модернизации Транссиба и БАМа.

«По перспективной третьей очереди проекта объемы строительства ожидаются в два раза больше, чем на текущем этапе», – сказал «Ведомости. Промышленности» руководитель группы компаний 1520, одного из крупнейших подрядчиков РЖД на Восточном полигоне, Алексей Крапивин.

Полигоны, дороги, пояса

Рост объемов перевозок в восточном направлении придает этому транспортному коридору международное значение. С его помощью Россия может существенно увеличить свою долю на глобальном логистическом рынке. Объем рынка логистических услуг в мире составляет $9,9 трлн в год, отмечает председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев. Доля России – только 1,5%.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин полагает, что конкуренция в глобальной логистике нарастает.

«Мы встроимся в эту глобальную проблематику и сохраним свой потенциал как транзитной страны», – сказал Шохин на сессии Восточного экономического форума «Новая логистика Дальнего Востока – «белый лебедь» экономики России».

Он указывает на стремительное развитие китайского проекта «Один пояс – один путь», который Китай начал развивать с 2013 г. Концепцию проекта можно сравнить с созданием нового Шелкового пути из Европы в Азию: это расширение торговли и экономического влияния.

В 2021 г. президент США Джо Байден отметил, что «демократические страны должны создать свою альтернативу китайскому проекту». В сентябре 2023 г. идея приобрела более четкие контуры. США, страны ЕС, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания, Индия и Израиль завершили работу над соглашением о создании нового экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа.

Как уточнил «Ведомости. Промышленности» директор по грузовому транспорту и логистике «Центра экономики инфраструктуры» Игорь Смирнов, Восточный полигон пока не может закрыть потребность в перевозке даже внутреннего рынка России, поэтому его правильнее считать внутренним отечественным проектом. Смирнов полагает, что как транзитный коридор БАМ и Транссиб можно будет рассматривать после 2030 г., когда пропускная способность Восточного полигона превысит 250 млн т грузов в год.

Он также указывает, что конкурировать Восточный полигон будет с китайским проектом, а американская инициатива касается другого направления глобальных поставок.

Как можно быстрее

Президент России Владимир Путин, выступая на ВЭФе, заявил, что модернизация железной дороги на восток должна идти как можно быстрее. Однако, как и в царские времена при строительстве Транссибирской железной дороги и в советские времена – при строительстве БАМа, скорость работ замедляют вечная мерзлота, короткое лето, болотистые почвы, скальный грунт и сложная логистика.

К этому перечню в современных условиях добавилась новая «проблема» – активное движение железнодорожного транспорта по существующей дороге, чего раньше не было. По словам Белозерова, за время масштабного обновления Транссибирской железной дороги и БАМа строители научились производить работы во время технологических перерывов в движении поездов.

Для построения эффективного графика работ и сокращения сроков строительства на Восточном полигоне активно используют цифровые технологии. Это снижает расходы и упрощает систему эксплуатации уже введенных в действие объектов.

Например, в 2023 г. два проекта второго этапа Восточного полигона выполнены с применением технологии BIM (Building Information Modeling). С ее помощью были созданы визуализация и 3D-модели почв, местности, инженерных коммуникаций, зданий и сооружений, железнодорожных путей станции, что повысило эффективность каждой стадии проекта.

Значительно упрощает эксплуатацию железнодорожных объектов в дальневосточных условиях автоматизированное управление разъездами. Например, компания 1520 оснастила подобными системами российского производства пять разъездов на БАМе в 2023 г. С помощью автоматики можно дистанционно регулировать работу стрелочных электроприводов, светофоров и других устройств. Система позволяет устанавливать маршруты поездов и выявлять риски отказа техники, а встроенная защита исключает несанкционированный доступ к цифровой технике.

К цифровизации полигона также подключился «Востокгенплан». Он разрабатывает цифровую модель перевозок на Восточном полигоне. Это позволит лучше управлять логистикой транспортных потоков на данном направлении.

По мнению экспертов, пока РЖД является основной компанией, которая обеспечивает рабочее состояние железнодорожного полотна, локомотивов, большей части подвижного состава. Однако в будущем государство может снизить объем железнодорожных активов в управлении РЖД: на смену госкомпании придет частный бизнес. Для него современное оборудование, удобство системы контроля и цифровизация железнодорожного комплекса будут преимуществом при выборе объектов для инвестиции.

Новые технологии и цифровизацию порядка обслуживания клиентов Белозеров назвал одним из главных удобств для пользователей железнодорожных перевозок. «Было создано такое количество сквозных цифровых продуктов (РЖД с перевозчиками и таможенными органами. – «Ведомости. Промышленность»), что ни одна другая страна не может этим похвастаться. Время – деньги. Оформление у нас идет практически онлайн», – сказал руководитель госкомпании.

Деньги в пути

Пока государство является основным инвестором строительства Восточного полигона. Первый этап был реализован в 2013–2018 гг. и обошелся в 520,5 млрд руб. Стоимость второго этапа оценивается в 1,082 трлн руб. Третий этап Восточного полигона, по оценкам Минтранса, обойдется в 2 трлн руб.

Единственная крупная инвестиционная инициатива частного бизнеса – это планы компании «Бамтоннельстрой-мост» и Газпромбанка. В 2022 г. они предложили инвестировать 1,5 трлн руб. с помощью концессий на строительство крупных искусственных объектов, в том числе вторых Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей и моста через Амур.

В марте 2023 г. «Бамтоннельстрой-мост» подал в Минтранс концессионные заявки на строительство этих объектов на сумму 588 млрд руб. На ВЭФе Валентин Иванов, замглавы Минтранса, оценил стоимость строительства этих четырех объектов в 520 млрд руб.

В сентябре 2023 г. на ВЭФе инициатива «Бамтоннельстрой-моста», Газпромбанка и РЖД была оформлена как договор о совместной реализации объектов на БАМе.

Несмотря на то что частные инвесторы могут инвестировать в ряд объектов Восточного полигона, вложения в инфраструктуру, по мнению экспертов, – это прерогатива государства. Как отметил Шохин, рост вложений на 1% в объекты вроде Восточного полигона обеспечивает прирост бюджетных доходов от 2 до 5% на горизонте нескольких лет. По оценкам экспертов, экономика сибирских и дальневосточных регионов благодаря Восточному полигону может вырасти в разы.

Ведомости