20.02.08

Жалуйтесь в таможню!

Занимаясь внешнеэкономической деятельностью, пересекая государственную границу в качестве туриста или получая почтовую посылку из-за рубежа, мы сталкиваемся с таможенными органами. И порой нам кажется, что с нами обошлись несправедливо: и пошлину насчитали больше, и декларацию принимать не хотели… Защиту от неправомерных, на ваш взгляд, действий должностных лиц таможни можно искать… в самой таможне. О том, как это сделать грамотно мы и поговорим с начальником правового отдела Татарстанской таможни Мариной Игнатьевой.

- Марина Юрьевна, с какими жалобами чаще всего обращаются в Татарстанскую таможню?

- Поскольку одна из главных и приоритетных функций таможенного органа – это осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, то, конечно же, чаще всего обращаются с жалобами именно на это направление деятельности. Так, по статистике, в большинстве случаев, лицом обжалуется какое-либо неправомерное, с его точки зрения, решение или действие таможенного поста (например, решение об отказе в приеме грузовой таможенной декларации, либо действие по выставлению требования об уплате таможенных платежей). Если обжалуется бездействие, то в качестве примера можно привести бездействие поста по не выпуску личных вещей какого-либо физического лица либо их неоправданной задержки.

- А кто чаще всего прибегает к защите: физическое лицо или юридическое?

- Статистика примерно одинаковая. Однако если физическое лицо, как правило, обращается за защитой вначале в вышестоящий таможенный орган, в данном случае к нам в таможню, а затем уже в суд, то юридическое лицо предпочитает обращаться сразу же в судебные инстанции.

- Были ли случаи, когда гражданин, неудовлетворенный решением, жаловался в вышестоящий таможенный орган - Приволжское таможенное управление либо в суд и получал тот результат, которого он добивался в таможне?

- В практике рассмотрения жалоб Татарстанской таможней такие случаи отсутствуют. Законом предусмотрено право лица, не согласившегося с вынесенным решением по его жалобе, обратиться в вышестоящий таможенный орган либо в суд. - Чем руководствуются сотрудники правового отдела при принятии решений? Присутствует ли вероятность того, что они примут сторону своих коллег?

- Основа при принятии решений по жалобам – это глава 7 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая так и называется: «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц», а также Таможенный кодекс Российской Федерации и подзаконные нормативные акты в сфере таможенного дела.

Вместе с тем, так как каждый случай поданной жалобы индивидуален, то при ее рассмотрении нередко приходится применять и нормы других отраслей права: гражданского, трудового, административного и т.д.

Сторону коллег правовики принимают только в одном случае – когда в решениях, либо действиях должностных лиц – таможенников, а также таможенного органа в целом, отсутствуют нарушения Закона. В этом случае, в соответствии с Таможенным кодексом, решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица признается правомерным, а заявителю жалобы отказывают в ее удовлетворении.

- И каких действий больше: правомерных или неправомерных?

- Как показывает статистика на 5 неправомерных жалоб приходится одна правомерная.

- Эти цифры свидетельствуют о том, что в Татарстанской таможне работают настоящие профессионалы. И все же, если гражданин не согласен с таможенником, как правильно пожаловаться на него в таможню?

- Любое лицо вправе обратиться с жалобой лично, либо через своего представителя, к которым относятся: законный представитель, адвокат или иное лицо, осуществляющее юридическую помощь. Документы, подтверждающие полномочия представителя, или их заверенные копии, прикладываются к жалобе. Если этим документом является доверенность, то она должна быть подписана лицом, выдавшем доверенность, содержать дату ее совершения, а также право на обжалование в таможенные органы решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела.

Жалоба подается в письменной форме. В обязательном порядке в жалобе указываются: если это физическое лицо – фамилия, имя, отчество, место жительства: если юридическое лицо – то его наименование и адрес фактического местонахождения. Также в обязательном порядке указывается наименование таможенного органа или же должность, фамилия, имя и отчество должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются; существо обжалуемого решения, действия (бездействия).

Дополнительно в жалобе желательно указать причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых лицо считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, также сами требования лица, т.е., что просит: об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия), а также иные сведения, которые лицо считает необходимым сообщить для рассмотрения жалобы. К жалобе могут быть приложены оригиналы либо заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства (при этом в самой жалобе приводится перечень таких документов). Жалоба подписывается лицом, подавшим ее. В жалобе, поданной юридически лицом, указывается должностное положение лица, которым она подписана. От имени юридического лица жалоба может быть подписана генеральным директором либо иным лицом, имеющим полномочия на подписание жалобы от имени этого юридического лица.

- Перемещение товара через таможенную границу – дело непростое. Оно требует знания многих тонкостей. Где можно получить консультацию по интересующим вопросам?

- Любое лицо, как физическое, так и юридическое, вправе обратиться за консультацией по любым, интересующим его вопросам в сфере таможенного дела, в таможенный орган. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, консультирование, как устное, так и письменное, осуществляется не бесплатной основе. В нашей республике за консультацией можно обратиться в Татарстанскую таможню, конкретно - в правовой отдел. Сотрудники отдела охотно поделятся своими знаниями в области таможенного законодательства и ответят на все интересующие участника внешнеэкономической деятельности вопросы по следующему расписанию: понедельник, пятница: 08.00 -15.30; вторник, четверг: 14.00 – 20.00; среда: 14.00 – 16.30.

Чтобы получить письменную консультацию, свой запрос можно направить по почте, либо по факсу (с последующим досылом). Адрес таможни: 420094, г. Казань, ул. Короленко, дом 56, номер факса правового отдела: 2-919-237.

Контактные телефоны сотрудников отдела: 2-919-395; 2-919-397; 2-919-237. Как говорится, добро пожаловать и добро пожаловаться!

Пресс-служба Татарстанской таможни 20.02.08