29.12.08

ФТС России в 2008 году: цифры и факты

По сообщению Пресс-службы ФТС РФ: 1. Выполнен рекордный план по сбору таможенных платежей, поступления от

таможенных органов достигли половины доходов федерального бюджета. Пополнение доходной части федерального бюджета - одна из важнейших задач таможенных органов. Контрольный показатель 2008 года в 4 триллиона 611,7 млрд. рублей был превзойден уже 22 декабря. В настоящее время таможенные органы продолжают планомерную работу по переводу поступающих таможенных платежей в федеральный бюджет. Поступательное увеличение перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет позволяет переориентировать дополнительные финансовые ресурсы на выполнение общероссийских социальных программ и национальных проектов. Выполнение рекордного планового показателя достигнуто в условиях сложной мировой экономической ситуации, при уменьшении поступлений платежей по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть в конце года. Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе, за счет эффективно организованного администрирования импорта, в частности - по таким импортным составляющим, как НДС, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности. Это стало возможно в результате целенаправленной работы таможенных органов Российской Федерации по обеспечению достоверного декларирования, осуществлению контроля таможенной стоимости, применению системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью. Все эти направления получили существенное развитие в последние годы.

2. Правоохранительные подразделения таможенных органов ежедневно обеспечивали безопасность и защиту экономических интересов Российской Федерации.

Правоохранительные подразделения таможенных органов на протяжении 2008 года продолжали демонстрировать эффективную организацию своей работы и доказывать ее значимость и результативность. Только за 11 месяцев таможенными органами было возбуждено 4738 уголовных дел (в 2007 году - 4268). Самыми распространенными объектами преступлений являлись средства наземного транспорта, товары народного потребления (одежда и обувь), наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, лес и лесоматериалы, культурные ценности, продукты питания, морепродукты. По результатам оперативно-розыскных мероприятий возбуждено 3038 уголовных дел - 64 % от всех дел, возбужденных таможенными органами. Общая стоимость товаров и транспортных средств, явившихся объектами преступлений, превысила 13 млрд. рублей. Также за 11 месяцев таможенными органами возбуждено 75889 дел об административных правонарушениях (в 2007 году - 74240), по которым назначено 6463 наказания на сумму почти 9 млрд. рублей.

Серьезная угроза национальной безопасности исходит от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. По фактам контрабанды наркотических средств таможенными органами возбуждено 726 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 3000 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 702 кг героина, 245 кг гашиша, 98 кг опия, 123 кг кокаина и 260 кг марихуаны. Пресечены попытки незаконного перемещения через таможенную границу 9200 кг прекурсоров. На данном направлении таможенные органы тесно взаимодействуют с российскими правоохранительными органами, компетентными органами Германии, США, Турции и государств-участников СНГ, международными правоохранительными организациями.

3. Разработана новая концепция таможенного оформления и таможенного контроля.

В конце августа 2008 года на заседании коллегии ФТС России был одобрен проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (Концепция), которая является составной частью Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года.

Целью Концепции является обеспечение требуемого уровня защиты экономических интересов Российской Федерации и ее товаропроизводителей, совершенствование таможенного администрирования и придание импульса инфраструктурному развитию приграничных субъектов Российской Федерации, а также снижение транспортной нагрузки на крупные российские города, обусловленной возрастающим внешнеторговым оборотом Российской Федерации. Реализовать Концепцию предполагается в два этапа, при этом переход к таможенному оформлению и таможенному контролю в приграничных субъектах Российской Федерации будет носить дифференцированный характер в зависимости от вида транспорта и перемещаемых товаров, а также учитывать сложившиеся грузопотоки и особенности их экспортной и импортной составляющих. Сама Концепция ориентирована на использование современных информационных технологий, применение которых ведет к сокращению временных затрат на прохождение таможенных формальностей, минимизации человеческого фактора при таможенном оформлении товаров и, как следствие, существенному облегчению ведения внешнеэкономической деятельности.

Первоочередная реализация положений Концепции будет осуществлена в отношении Санкт-Петербурга, Московского и Дальневосточного регионов, а также товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом. Уже к середине 2009 года таможенное оформление планируется вывести из Москвы и Санкт-Петербурга в Московскую и Ленинградскую области. Решаются также вопросы создания транспортно-логистической инфраструктуры для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации, в том числе решение организационных вопросов с субъектами Российской Федерации, включая отводы земли и строительство дорог.

4. Последовательно оптимизируется структура таможенных органов.

В своей повседневной деятельности таможенные органы стремятся к облегчению международной торговли, чему должны содействовать меры по оптимизации структуры и совершенствованию деятельности таможенных органов. В частности, уделяется постоянное внимание увеличению численности инспекторского состава, непосредственно занимающегося вопросами таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе за счет сокращения административно-управленческого аппарата. Данная работа ведется планомерно с учетом объемов пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей регионов и других показателей ФТС России.

В целях оптимизации структуры и штатной численности таможенных органов ФТС России осуществляет реформирование территориальных таможенных органов в направлении сокращения избыточных управленческих звеньев между ФТС России, которая устанавливает правила таможенного оформления и таможенного контроля, и таможенными постами, непосредственно реализующими эти правила. В 2008 году мероприятия по совершенствованию структуры таможенных органов проводились с учетом Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, и решений совместного заседания коллегий Минтранса России и ФТС России от 9 апреля 2007 г.

В 2008 г. созданы Калининградская областная таможня путем реорганизации в форме слияния Багратионовской, Калининградской и Неманской таможен, а также Карельская таможня путем реорганизации в форме слияния Костомукшской, Петрозаводской и Сортавальской таможен. Реорганизована Тольяттинская таможня в форме присоединения к Самарской таможне, создана Московская таможня (с 1 декабря), а также ликвидирована Московская северная таможня (с 31 декабря.). Кроме того, в ходе работы по оптимизации структуры и местонахождения таможенных постов были созданы 9 и ликвидирован 31 таможенный пост (из них 6 таможенных постов ликвидируются с 31 декабря).

В 2008 г. ФТС России приняла решения о реорганизации со 2 марта 2009 г. таможен, расположенных в Москве и Московской области (а именно присоединение Московской восточной к Щелковской таможне, Московской южной к Ногинской таможне, Московской западной к Подольской таможне) и о реорганизации со 2 февраля 2009 г. таможен, расположенных в Сибирском федеральном округе (присоединение Наушкинской таможни к Бурятской таможне и Толмачевской к Новосибирской таможне).

5. Продолжена работа по обеспечению прозрачности деятельности таможенных органов при осуществлении государственных функций и предоставлении государственных услуг.

В рамках административной реформы, в целях повышения эффективности государственного управления в таможенной сфере ФТС России в 2008 году приняла четыре административных регламента. Это регламенты по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара; по исполнению государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом; по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению. Принятие этих документов способствует созданию прозрачных технологий исполнения функций и оказания услуг таможенными органами, уменьшению сроков их осуществления, упрощению и оптимизации административных процедур, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и граждан, пересекающих таможенную границу Российской Федерации.

6. Продолжена работа по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля.

Развитие таможенной инфраструктуры в 2008 году продолжало оставаться одной из важнейших составляющих деятельности таможенных органов по обеспечению эффективного таможенного контроля. На таможенной границе Российской Федерации действуют 5 стационарных и 42 мобильных инспекционно-досмотровых комплекса (ИДК) во всех регионах страны. Оснащение пунктов пропуска стационарными и мобильными ИДК создает условия для совершенствования внешнеэкономической деятельности путем обеспечения бесперебойного движения товаров и транспортных средств через государственную границу, сокращения сроков доставки грузов от отправителей получателям и снижения затрат участников ВЭД на транспортные услуги. Эксплуатация ИДК ежедневно доказывала свою эффективность в 2008 году. За 11 месяцев 2008 года с применением ИДК осмотрено более 208 тыс. партий товаров.

В ходе таможенного контроля было возбуждено 55 уголовных дел и 1563 дела об административных правонарушениях.

Предварительное информирование и электронное декларирование, в том числе с использованием сетей Интернет, выступают перспективными направлениями оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля. Их применение уже сейчас демонстрирует видимые преимущества для участников ВЭД. ФТС России на протяжении 2008 года проводило планомерную работу по материально-техническому оснащению и внедрению в пунктах пропуска через государственную границу программных средств, поддерживающих технологию предварительного представления сведений о перемещаемых товарах. На некоторых пунктах пропуска уже до 30 % грузов оформляется на основе предварительного информирования.

1 января 2009 года стартует проект автоматизированного информационного обмена между таможенными службами государств - членов Европейского союза и таможенной службой России по товарам, перемещаемым по процедуре МДП. Проект позволит охватить около 70 % всех грузоперевозок из стран ЕС в Российскую Федерацию автомобильным транспортом.

Федеральной таможенной службой разработана и внедрена в работу информационная технология представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием сетей Интернет, применение которой позволит ускорить процесс таможенного оформления и таможенного контроля, уменьшит влияние субъективных факторов на таможенные процедуры и сделает этот процесс максимально прозрачным для всех участников ВЭД.

С 1 июля 2008 года на МАПП <Бурачки> в экспериментальном режиме начала действовать технологическая схема пропуска через государственную границу по принципу <одного окна>. Новая технология, предусматривающая исключение дублирования функций и действий контрольных органов, за счет минимизации времени проведения контроля значительно увеличила пропускную способность пункта пропуска. В конце ноября новые правила контроля на границе были утверждены Правительством РФ.

7. Постаудит заработал в полную силу.

Результаты 2008 года говорят о том, что принятая в конце октября 2007 года Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств доказала свою эффективность. Механизм таможенного контроля после выпуска товаров начал работать в полной мере. Постаудит создает условия для дальнейшего ускорения процедур таможенного оформления. Отмечен рост как правоохранительных, так и экономических составляющих показателей эффективности постаудита. За 11 месяцев т.г. подразделениями таможенной инспекции проведено около 9 260 проверок. Общая сумма доначисленных таможенных платежей, наложенных штрафных санкций превысила 4 млрд. рублей. Эффективность проверок выросла более чем в два раза, в среднем каждая принесла 440 тыс. рублей поступлений.

Возбуждено свыше 5 230 дел об административных правонарушениях (на 8% больше показателя прошлого года) и 366 уголовных дел (на 32% больше показателя прошлого года). В результате совместных мероприятий с налоговыми органами отказано в необоснованных требованиях о возмещении НДС на сумму, превышающую 172 млн. рублей.

Также, в 2008 году значительно увеличены объемы операций, охваченных технологиями валютного контроля. Объем экспортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 11 месяцев 2008 года составил 457,8 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 60%. Объем импортных операций за 11 месяцев 2008 года составил 221,3 млрд. долларов США, что на 47% превышает объем импортных операций за аналогичный период 2007 года.

8. Высокие результаты достигнуты в борьбе с контрафактными товарами.

В 2008 году таможенная служба России признана лучшей среди таможенных органов 174 государств-членов Всемирной таможенной организации по итогам конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией. Результаты были объявлены 27 июня 2008 года в Брюсселе на ежегодной сессии Совета ВТО.

Признание на международном уровне подтверждается высокими показателями, достигнутыми в 2008 году. Только за 9 месяцев 2008 года таможенными органами РФ было заведено 730 административных дел в части, касающейся выявления нарушения прав интеллектуальной собственности. Таможенными органами выявлено и признано судами контрафактными 8 млн. единиц товаров. Новой тенденцией 2008 года стало поступление на российский рынок контрафактных товаров с олимпийской и параолимпийской символикой. В целях предупреждения и борьбы с данными правонарушениями ФТС России и Оргкомитет Сочи 2014 заключили Соглашение о взаимодействии по реализации комплекса мер по защите олимпийской символики. В соответствии с Соглашением, товарные знаки, связанные с олимпийской символикой, включаются в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, по возможности, на максимально возможный срок (по ТК РФ - 5 лет). Таможенная служба осуществляет конкретные мероприятия по выявлению, предотвращению и пресечению незаконного оборота через таможенную границу товаров, содержащих олимпийскую символику. За 2008 год задержано около двух миллионов единиц контрафактной продукции с олимпийской символикой. Активизирована работа с правообладателями и их объединениями. Всего в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности зарегистрировано 1330 товарных знаков.

Проделана подготовительная работа по внесению установленным порядком изменений в Таможенный кодекс РФ в части расширения полномочий таможенных органов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и являющихся объектами интеллектуальной собственности (процедура эксофиции, ex officio). Согласно данной процедуре таможенным органам не нужно будет получать согласие правообладателя на приостановление выпуска товаров при подозрении на их контрафактность.

9. Борьба с коррупцией: пресечение и профилактика.

Во исполнение объявленной Президентом Российской Федерации антикоррупционной программы одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности таможенных органов в 2008 году стала борьба с коррупционными проявлениями в таможенных органах. В таможенных органах России созданы и активно функционируют комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушению дисциплины. Активизирована работа подразделений правоохранительного блока в этом направлении. В последние годы около 90 процентов всех уголовных дел коррупционной направленности возбуждается по материалам Службы собственной безопасности ФТС России. Только за 11 месяцев 2008 года по материалам подразделений собственной безопасности возбуждено 476 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности.

Одновременно с непосредственным выявлением случаев коррупции подразделениями собственной безопасности в таможенных органах пристальное внимание уделяется вопросам предупреждения и профилактики правонарушений. Удалось остановить негативную тенденцию роста общего количества нарушений служебной дисциплины. Их количество, по сравнению с 2007 годом, снизилось на 70%. Проводится целенаправленная работа по предотвращению проникновения на службу в таможенные органы лиц, имеющих связи с криминальными структурами, привлекавшихся к уголовной ответственности за умышленные преступления и др.

В течение года проверка была проведена в отношении 10367 кандидатов на поступление на службу в таможенные органы. При этом по негативным обстоятельствам отведено 332 кандидата, в том числе за связь с криминальными структурами - 27 лиц.

Еще одним направлением деятельности подразделений собственной безопасности является антикоррупционный анализ принимаемых таможенными органами ведомственных нормативных актов. В текущем году рассмотрено 30837 проектов нормативных правовых актов, из которых отклонен 301.

После принятия в июле 2007 года коллегией ФТС России Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации общее число нарушений дисциплины снизилось на 3,8 %.

За период с 2006 по 2008 год была осуществлена ротация нескольких сотен руководящих должностных лиц таможенных органов, в том числе только в этом году - более 50 начальников таможен и более 150 начальников таможенных постов. В 2008 году в центральном аппарате ФТС России на руководящие должности назначено 7 начальников главных управлений (управлений), 8 первых заместителей начальников главных управлений (управлений), 15 заместителей начальников главных управлений (управлений).

10. Международное таможенное сотрудничество стало в большей степени ориентировано на практику и достижение конкретных результатов.

ФТС России продолжало развивать международное сотрудничество с зарубежными коллегами по линии как двустороннего, так и многостороннего взаимодействия.

2008 год был объявлен Годом Российской Федерации в Республике Индии и Годом Республики Индии в Российской Федерации. Таможенная служба России уделяла особое внимание укреплению и дальнейшему развитию сотрудничества с индийскими коллегами. В октябре был подписан Координационный план российско-индийского таможенного сотрудничества, рассчитанный на 3 года, проведена совместная международная конференция. В декабре в ходе официального визита Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Республику Индию руководители таможенных служб России и Индии подписали Меморандум о сотрудничестве между Российской таможенной академией и Национальной академией акцизов, таможни и противодействия наркотикам.

С Таможенным департаментом Турецкой Республики подписан протокол об упрощении таможенных процедур. Разработанный в соответствии с ним пилотный проект планируется запустить в начале следующего года. Особое место в международном таможенном сотрудничестве отводится государствам - участникам СНГ. В 2008 году в ФТС России состоялось первое заседание Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств, председателем которого стал заместитель руководителя ФТС России Игорь Завражнов. В рамках ЕврАзЭС продолжена работа по формированию единого экономического пространства, дальнейшему совершенствованию интеграционных процессов, а также ускоренному созданию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

VCH.RU 29.12.08