25.04.07

ФТС: 850 зарегистрированных товарных знаков – слишком мало

В преддверии Международного дня интеллектуальной собственности Федеральная таможенная служба (ФТС) провела пресс-конференцию, на которой были озвучены результаты деятельности таможенных органов в борьбе с распространением на территории РФ контрафактной продукции. Согласно статистике наибольшее количество подделок выявляется в отношении одежды и обуви. Парфюмерная, косметическая, алкогольная и табачная продукция прочно занимают третью строчку этого рейтинга. По словам начальника главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС РФ Андрея Кудряшева одна из сегодняшних проблем, которая не позволяет в должной мере контролировать и выявлять контрафактную продукцию – это низкая регистрация товарных знаков правообладателями в Реестре объектов интеллектуальной собственности.

«Защита прав интеллектуальной собственности очень интересная и злободневная тема» - заявила заместитель руководителя ФТС РФ Татьяна Голендеева. Она подчеркнула, в решении многочисленных проблем этой сферы внешнеэкономической деятельности заинтересовано в первую очередь само государство и бизнес, и не в последнюю -общество, как представитель потребительского класса. А вступление России в ВТО еще больше повышает важность поднятой темы.

Согласно данным ФТС в 2004 году таможня выявила 154 случая поставок контрафактных товаров, в 2005-ом – 390, а в 2006-ом уже 1628. В прошлом году было возбуждено 130 дел об административных правонарушениях, 14 уголовных, задержано товаров, перемещаемых с нарушением прав интеллектуальной собственности до 3 млн единиц на сумму около 38 млн рублей. А в марте текущего года сотрудники Новосибирской таможни выявили 850 тыс. штук контрафактных комплектов этикеток с известными наименованиями ликероводочной продукции российских производителей.

Как заявили представители таможни, наиболее подделываемыми и часто выявляемыми алкогольными брендами являются коньяки Hennessy, Martell, Courvoisier и виски Chivas Regal, а также Johnnie Walker Black и Red Label. По словам начальника главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС РФ Андрея Кудряшева, сегодня в России наблюдается весьма странная ситуация. Подавляющее число правообладателей не регистрируют свои товарные знаки в таможенном Реестре. На данный момент в нем зарегистрировано всего 850 товарных знаков. Для сравнения, в одной Европе их более 5 тыс. «Сегодня мы активно привлекаем представителей бизнеса, чтобы они регистрировали свои торговые марки», - заявил г-н Кудряшев.

Он подчеркивает, что это необходимо, прежде всего, для самих участников ВЭД, так как продукцию, с зарегистрированным в Реестре товарным знаком, намного легче защитить от контрафакта. И соответственно можно значительно снизить моральный и материальный ущерб законных правообладателей. Эту мысль поддержал и координатор Комитета по интеллектуальной собственности содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Алексей Поповичев. Он отметил, что те компании, которые зарегистрировали свои товарные знаки и вошли в состав Содружества ( «Найк», «Юниливер», «Л’Ореаль», «Нестле», «Проктер энд Гамбл» и др), при активном сотрудничестве с представителями таможенных служб, существенно сократили процент поддельной продукции в своих товарных группах.

Что касается алкогольной отрасли, то как заявил заместитель начальника отдела по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и информационных ресурсов Олег Ашурков, представители этого бизнеса очень активно занимаются решением вопросов защиты интеллектуальной собственности. Особенно, по его словам, в этом преуспевает Ассоциация европейского бизнеса. А тот факт, что пятую часть всех зарегистрированных товарных знаков в России, составляют алкогольные бренды, говорит сам за себя.

В ФТС считают, что несмотря на явный прогресс в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, нерешенными остается еще много проблем, и в частности необходимо совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении, по мнению г-на Кудряшева должно стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, так называемый принцип ex officio, который в 2003 году, уже обсуждался в Думе и не нашел в ней поддержки. Смысл предлагаемого ФТС нововведения в том, что любая продукция сомнительного, на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре. Стоит добавить, что на сегодняшний день, контрафактом считается даже товар, изготовленный на заводе правообладателя знака, но ввозится на территорию РФ не уполномоченным импортером.

Еще одна проблема, которая сегодня приобретает серьезные масштабы – это перемещение через таможенную границу контрафактной продукции физическими лицами. «Крупные партии поддельных товаров дробятся за рубежом, перевозятся на российскую территорию, где аккумулируются на складах, формируются в товарные партии, которые реализуются в другие регионы РФ», - отметил Исполнительный директор «РусБренда» г-н Поповичев.

Вместе с тем, представители бизнеса и таможни отметили важные совместные успехи. Одним из них стала отработанная методика подготовки региональных кадров и проведение в 2005 – 2007 гг. для сотрудников таможенных органов серии обучающих интерактивных семинаров, базирующихся на разборке типовых ситуаций из правоприменительной практики с участием правообладателей.

Однако в целом, обе стороны едины в том, что работы в этом направлении еще не мало. И решить многие открытые до сих пор вопросы можно будет только в процессе регулярных встреч и рабочих дискуссиях представителей власти и бизнеса. По словам г-жи Голендеевой, главное в этом деле – ни коем образом не навредить и не нанести ущерб законным правообладателям товарных знаков.

Alconews.ru