10.03.05

Евросоюз диктует стандарты

Последние лет десять и в правительстве, и в таможенных органах поднимается вопрос ускоренного прохождения грузов через границу. В быстром выпуске товаров для внутреннего потребления заинтересованы и участники внешнеэкономической деятельности. Но чаще всего от их желания не все зависит

Понадобилось достаточно много усилий и воли руководства страны, чтобы от благих пожеланий перейти к их практической реализации. И дело даже не в том, что эта система настолько неповоротлива. Важно было, чтобы ускорение товаропотоков происходило не в ущерб законодательству России. И вот, похоже, мы приблизились к созданию такой технологической схемы, которая будет выгодна и удобна как участнику внешнеэкономической деятельности, так и государству. Речь идет о долгосрочном проекте предварительного электронного декларирования товаров и транспортных средств. Первыми на Северо-Западе в работу включились Петербургская, Балтийская, Калининградская, Выборгская, Северо-Западная акцизная таможни. В нынешнем году 56 российских таможенных постов будет работать по этой системе.

Предусматривается, что переход к предварительному электронному декларированию значительно сократит время оформления грузов, сведет к минимуму возможности коррупционных процессов в таможенной и околотаможенной среде. Ведь такой способ декларирования исключает личные контакты таможенника и представителя бизнеса. Проводимый подобный эксперимент в Центральном таможенном управлении привел к ускорению, повышению прозрачности и сокращению влияния так называемого субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа. В результате время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров для внутреннего потребления составило в среднем 30 минут. Сегодня в обычной таможне, не включившейся в эксперимент, минимально затраченное на оформление время - 30 минут, максимальное может растянуться и на сутки. Все зависит от количества и особенностей груза.

В течение двух-трех лет Россия планирует перейти на систему предварительного электронного декларирования со странами Евросоюза. Уже действующий `Зеленый коридор` можно рассматривать как первый шаг на этом пути. Но нам придется идти ускоренными темпами, чтобы не отстать от Европы. Страны Евросоюза с 1 июля 2005 года уже будут оформлять все таможенные грузы способом предварительного электронного декларирования. А если учесть, что правительство России давно ратует за включение нашей страны в ВТО, то от новшества в декларировании никуда не уйти. Сегодня пока оно, как всякое новшество, обкатывается с немалыми трудностями.

Однако принимать и соблюдать евростандарты нашей стране все-равно придется, так как почти половина российского товарооборота приходится на страны ЕС. Россия находится на пятом месте экспортеров, работающих с Европой, и на шестом - среди импортеров товаров из нее.

Цифры и факты

В 2004 году Федеральная таможенная служба направила в доход федерального бюджета 1219,5 млрд руб. Прирост платежей при импорте в 2004 году по отношению к 2003-му составил 21,8% (101 млрд руб.). Оперативно-разыскными подразделениями таможенных органов задержано 66,8 кг драгоценных металлов, 194 карата драгоценных камней, 90,3 кг полудрагоценных камней, более 255 кг янтаря, более 1400 предметов, имеющих культурную или историческую ценность, 30,3 тыс. объектов интеллектуальной собственности.

Таможенными органами России в 2004 году возбуждено 2,6 тыс. уголовных дел и 72,3 тыс. дел - об административных правонарушениях. Общая сумма незаконно перемещаемых товаров составила 2,3 млрд руб. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях назначено наказаний на сумму более 3,7 млрд руб.

В отношении должностных лиц таможенных органов в 2004 году возбуждено 218 уголовных дел.

Экономика и время 10.03.05