07.09.23

Экспортеры Ростовской области пожаловались на проблемы с логистикой

На фоне политической обстановки в Ростовской области растет спрос на отгрузки со станций СКЖД. При этом, по словам самих экспортеров, в регионе остается ряд нерешенных проблем со стороны логистики

Усложняющаяся политическая обстановка увеличивает риски для российского экспорта водным путем. Это делает более популярными альтернативные методы доставки грузов. К такому выводу пришли участники совещания по перевозке экспортных грузов, организованного Северо-Кавказской железной дорогой. В частности, как отметили сами экспортеры, растет запрос на прямые железнодорожные перевозки грузов в Китай, Казахстан и другие страны.

Как подтвердил начальник Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Тимур Сушков, в текущих геополитических условиях растет значимость контейнерных перевозок экспортной продукции. Так, за семь месяцев 2023 года донские предприятия увеличили объемы контейнерных перевозок продукции в 3,5 раза. С начала года они составили 35,0 тыс. тонн.

«Сегодня мы готовы отправлять экспортные грузы в контейнерах в составе организованных поездов по специализированным расписаниям из Ростова-на-Дону в направлении Новороссийского порта, а также портов и погранпереходов Дальнего Востока. Это дает возможность вывезти продукцию донского края на рынок Сибирского и Дальне-Восточного федеральных округов, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Китая, Монголии», — рассказал Сушков.

Вместе с тем, экспортеры Ростовской области отмечают ряд логистических проблем, которые влияют на скорость отгрузки и рентабельность экспорта товаров из региона. В частности как рассказала владелец и директор компании ООО «ВТА Лайн» Наталья Беседина, одной из главных проблем для экспортеров является сложность получения оперативной информации о подвижном составе.

«Проблема не в обороте, а в информировании самих грузоотправителей о том, у кого эти вагоны есть в наличии и в каком количестве. Я постоянно работаю с клиентами-экспортерами из Ростовской области. По зерновым есть проблемы с отгрузками, многие грузоотправители не могут найти для себя достаточное количество вагонов, потому что те контрагенты, с которыми они работали на постоянной основе, сами не могут обеспечить вагоны и не предоставляют данных о том, кто может подать подвижной состав под экспортные отправки», — отметила Беседина.

Эту информацию подтвердила и представитель донской компании «Амилко», по словам которой этим летом завод по производству крахмала был вынужден столкнуться с риском простоя из-за сложностей с отгрузкой.

«Мы также столкнулись с проблемой нехватки вагонов, мы в июле месяце заключили контракт с казахской компанией на поставку патоки в их собственных цистернах. Мы до сих пор не можем выполнить этот контракт, потому что цистерны к нам не доехали. Мы даже были на грани остановки предприятия, так как не могли отгрузить продукцию в Казахстан и отдать патоку другим клиентам тоже не могли», — отметила представитель компании «Амилко».

Как добавила Беседина, решить проблему помогло бы создание интерфейса, в котором грузовладельцы могли бы стыковаться с собственниками вагонов по мере их освобождения. «Важно понимать на какой дороге есть профицит, а где дефицит для эффективного планирования», — подчеркнула Беседина.

С этим согласна и директор ростовской сельскохозяйственной компании «Агро Виктория» Виктория Петровская.

«К нам обратилась компания из Китая, есть запрос на экспортные поставки железнодорожным транспортом. Мы столкнулись с тем, что очень трудно организовать путь доставки, именно по количеству нужных вагонов. Одна из причин, неясность ситуации с аккредитацией по нишевым сельхозкультурам», — рассказала Петровская, добавив, что с Новороссийским портом таких проблем нет, так как они аккредитованы на все виды культур.

Как прокомментировал Тимур Сушков соответствующие сервисы в компании уже есть, и в настоящее время РЖД предстоит усовершенствовать коммуникацию по данному вопросу с экспортерами, их информированность.

«Такая площадка уже создана. Это программа позволяет заказать вагоны по нужным критериям и стоимости, причина по которой люди не пользуются системой пока не понятна, и это нужно проработать», — сказал Сушков.

В целом он отметил, что логистика доставки грузов претерпела значительные изменения за последние годы и в текущем году в особенности.

Новые цепочки поставки грузов формируются с «нуля» в ежедневном формате, меняя сложившиеся годами устоявшиеся маршруты доставки готовой продукции до потребителя.

«Северо-Кавказская железная дорога в сложившейся ситуации особенно отчетливо видит все эти изменения на себе, поскольку основные экспортно-импортные потоки грузов ранее преобладающим образом аккумулировались на припортовых станциях, с последующей доставкой морским транспортом, при этом в настоящее время цепочки поставок грузов кардинальным образом изменились по наземному маршруту в диаметрально противоположном направлении на Восточный полигон или в направлении транспортного коридора Север-Юг», — рассказал подтвердил начальник Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД».

РБК